Плотное взаимодействие российского президента с участниками БРИКС (например, с председателем КНР Си Цзиньпином Путин в этом году встречается уже второй раз) принесло свои плоды. По-прежнему актуальная для западных политиков тема санкций и Украины в публичном пространстве саммита не звучала вообще. Лидеры "пятерки" сосредоточились на обсуждении инициатив по созданию банка развития и пула валютных резервов, выдвинутых еще год назад в Форталезе.
Окончательно решено, что суммарный капитал двух структур составит 200 млрд долларов. При этом средства банка должны вкладываться в крупные инфраструктурные проекты. А валютные резервы служить своеобразным парашютом и кассой взаимопомощи на случай резких валютных колебаний и других экономических трудностей в странах БРИКС. Ранее такую поддержку государствам оказывал МВФ, но для построения многополярного мира нужны альтернативные источники финансирования.
Вклад России в пул валютных резервов составит $18 млрд. Столько же внесут Индия и Бразилия. Доля ЮАР снижена до $5 млрд, а Китаю, напротив, предстоит внести $41 млрд. "Пекин пошел на такой смелый шаг, чтобы показать свою решимость и проявить щедрость великой державы", - с гордостью объяснили представители китайской делегации.
Владимир Путин, а следом и глава Минфина Антон Силуанов заверили, что России финансовая поддержка в ближайшее время в любом случае не понадобится. "Мы участвуем, чтобы помочь, в случае чего подставить плечо нашим партнерам по БРИКС", - сказал Силуанов.
Что касается банка развития, то, по всей видимости, он еще не скоро сможет составить реальную конкуренцию уже существующим финансовым институтам. Пока достигнута договоренность, что каждая страна-участница выделит на его создание $10 млрд. При этом первый транш в объеме $ 2 млрд Россия будет вносить в течение 7 лет. Впрочем, несмотря на туманные перспективы, Владимир Путин привез в Уфу длинный список проектов (из 50 пунктов), на реализацию которых могли бы понадобиться средства банка БРИКС, и призвал других членов "пятерки" последовать своему примеру. Предполагается, что первые заявки будут рассмотрены весной 2016 года.
Перед саммитом много говорилось о том, что финансовые возможности БРИКС могли бы также использоваться для спасения Афин, продолжающих балансировать на краю пропасти. Сопредседатель Делового совета организации Сергей Катырин еще в среду не исключал расширения БРИКС за счет Греции, правда, при фантастическом в нынешней ситуации условии, что экономика этой страны станет "одной из самых быстрорастущих в мире".
Однако в четверг министр иностранных дел РФ Сергей Лавров положил конец этим слухам. "О расширении БРИКС речи вообще не идет», - подчеркнул он, отметив, что это общее решение государств-участников. По словам Лаврова, надо сначала закрепить и поставить на устойчивые рельсы то, что было задумано в составе "пятерки", и только потом двигаться дальше.
При этом наиболее вероятными кандидатами на вступление в БРИКС в настоящее время являются Аргентина и Южная Корея, а вовсе не Греция, по-прежнему рассчитывающая сохранить свое членство в ЕС. Лавров подчеркнул: Россию напрасно упрекают в попытках разжечь конфликт между Афинами и Брюсселем: "Это абсолютное извращение нашей позиции. Мы не подбрасываем ветки в костер и не потираем руки". Представители экономических ведомств в свою очередь пояснили, что устав не запрещает грекам присоединиться к банку БРИКС, даже не вступая в саму организацию. Но особого смысла в этом нет, поскольку полученные кредиты не могут использоваться для латания дыр в бюджете. А именно в этом в первую очередь заинтересованы Афины.
Пока лидеры "пятерки" дебатировали о перспективах развития БРИКС, сопровождающие их супруги и члены делегаций могли немного расслабиться и в деталях ознакомиться с особенностями башкирской культуры. Национальную деревню - Ватан-парк - разбили буквально в двух шагах от Конгресс-центра и отеля, где проживают большинство гостей. Однако из ВИП-персон до войлочных юрт, в которых угощали медом и демонстрировали народные промыслы, в четверг добралась только новая жена южноафриканского лидера Джейкоба Зумы (всего у президента ЮАР 8 жен, из них 5 официальных). Г-жа Зума, судя по записи в книге почетных гостей, обнаружила несомненное сходство между башкирскими и зулусскими обычаями, и не преминула примерить костюм боярыни, выгодно прочеркнувший ее и без того выдающиеся формы.