На днях глава датского министерства иностранных дел Кристиан Йенсен сообщил своему германскому коллеге Штайнмайеру, что Дания собирается установить контроль на границе с Германией. Чтобы, как объясняется, пресечь трафик нелегальных мигрантов и перевозку контрабанды. Датский министр ссылался при этом на установленные в шенгенской зоне правила.
Дело в том, что Шенгенский кодекс о границах предусматривает возможность проведения полицейскими нерегулярных проверок на границах европейских стран, участвующих в соглашении. Более того, власти отдельных государств могут вводить таможенный контроль на границах между членами ЕС на период не более тридцати дней в случае наличия угрозы внутренней безопасности.
К слову, несколько лет назад — в 2011-м — датчане уже вводили контроль на границе с ФРГ, предоставив пограничникам право проверять едущие в скандинавскую страну автомобили.
На том, чтобы на границе осуществлялся контроль, настаивает датская Народная партия, хотя и не вошедшая в правящую коалицию, однако имеющая немало мест в парламенте. И это еще программа-минимум — поскольку эта праворадикальная партия хотела бы ограничить въезд в страну иммигрантов и вообще устроить референдум о членстве датского королевства в Евросоюзе.
Прошла ли по шенгену трещина после заявлений датского министра? Да нет. Скорее трещинка, совсем не такая уж критичная, чтобы здание бесконтрольного перемещения между европейскими странами рухнуло. Но когда таких трещинок становится много, есть риск возникновения серьезных разломов, чреватых весьма серьезными и печальными последствиями.
А такие трещинки время от времени возникают. Вспомним все тот же 2011 год. В Европу хлынул поток беженцев из Северной Африки, объятой пламенем «арабской весны». Франция, куда тысячи тунисцев ринулись через территорию Италии, тогда задумалась о возможности приостановить действие шенгенских соглашений. Были даже блокированы поезда, шедшие во Францию из итальянского города Вентимилья с тунисскими беженцами. Тогдашний президент Пятой республики Николя Саркози выступал с заявлениями о том, что шенген надо реформировать. И призвал усилить пограничный контроль.
Те события показали, что на шенгенском пространстве возникает новая реальность, которая требует новых правил игры. И не случайно в 2013 году было достигнуто соглашение о внесении поправок в шенгенский договор, определяющих порядок введения временных мер по погранконтролю в исключительных обстоятельствах.
В преддверии недавнего саммита «Большой семерки» баварская полиция, получившая по случаю проведения столь важного мероприятия право проводить погранконтроль, в течение только нескольких дней обнаружила 10 тыс. случаев незаконного пересечения границы Германии. Остается вопрос, сколько было необнаруженных случаев в остальное время? Все это вызывает у некоторых политиков мысль: а надо ли придерживаться в дальнейшем шенгенских соглашений? Впрочем, другие политики возражают: без издержек не обойтись, а дух шенгена — это дух свободы, на котором зиждется Европа...
* * *
Недавно в Европе отмечали тридцатилетие подписания шенгенского соглашения, положившего конец пограничным барьерам внутри континента. Все начиналось близ маленького люксембургского городка Шенген. Летом 1985 года пять стран — Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Франция и Западная Германия — на речном судне Princess Marie-Astrid подписали соглашение о постепенной отмене пограничного контроля между собой.
Понадобилось десять лет, чтобы соглашение было претворено в жизнь. Сегодня в разросшуюся шенгенскую зону входят 22 страны — члена ЕС (Австрия, Бельгия, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Испания, Италия, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Чехия, Швеция и Эстония). Из стран, входящих в Евросоюз, при этом к шенгену не относятся: Великобритания, Ирландия, Кипр, Болгария, Румыния и Хорватия. Зато применяют шенгенское законодательство ряд государств, не входящих в ЕС (Швейцария, Норвегия, Исландия, Лихтенштейн).
Все замечательно, но за все надо платить. И Европа разрывается между двумя проблемами.
С одной стороны, она хочет быть более открытой и более привлекательной для туристов. С другой — она опасается неконтролируемого наплыва нежелательной публики, прежде всего нелегальных иммигрантов. К тому же проблема не только в неконтролируемой миграции — радикальные исламисты тоже получают возможность свободно перемещаться по Европе. Не говоря уж о тех случаях, когда они являются обладателями паспортов европейских стран.
Еврочиновникам приходится лавировать между этими точками. И пока одни политики говорят о необходимости восстановить погранконтроль внутри Европы, другие думают, как «заманить» побольше иностранцев, везущих живые деньги. Недавно в Европарламенте прошли публичные слушания об изменениях в визовом кодексе ЕС, которые должны привести к облегчению процедуры получения так называемых краткосрочных виз для граждан стран Восточной Европы. Это сулит, по некоторым оценкам, увеличение доходов европейской экономики на 25 млрд евро в год.
В частности, звучало предложение отменить для желающих совершить краткосрочную поездку требование получения медицинской страховки на период посещения ЕС.
Изучают возможность введения «гастрольной визы» — если сегодня краткосрочная виза дает возможность находиться в Европе не более 90 дней в течение полугода, то для участников гастрольных туров или спортивных соревнований новый вид виз может оказаться более удобным.
Интересное начинание коснулось жителей Китая, собравшихся съездить в Европу. Британское и бельгийское правительства решили упростить процедуру подачи заявок на визу этих стран для граждан КНР. Теперь китайцы смогут подать одну заявку и получить визу в Великобританию (которая в шенген не входит) и страны, подписавшие шенгенское соглашение. То есть в разные места для подачи документов идти не придется.
* * *
И в лучшие-то времена (то есть до украинского кризиса) было понятно, что введение безвизового режима между Россией и Евросоюзом смахивает в ближайшей перспективе на фантастику. То есть мантра о необходимости взаимной отмены виз повторялась постоянно. Но без особых революционных подвижек. Теперь же, надо полагать, сама эта идея отправилась если не на тот свет, то находится в коме. Всерьез и надолго. Какой, прости Господи, безвизовый режим, когда санкции и даже членам парламентских делегаций на границе включают красный цвет.
Впрочем, простым людям путь в Европу пока не заказан — и их ждут нововведения.
В нынешнем году 14 сентября в России начнет действовать визовая информационная система, позволяющая собирать и хранить информацию о людях, посещающих страны шенгена, Визовая информационная система (ВИС) ЕС была учреждена решением Совета Европейского союза в июне 2004 года. В отличие от созданной ранее Шенгенской информационной системы (ШИС), которая была направлена на обеспечение доступа стран зоны к единой базе данных о путешественниках, ВИС направлена на сбор информации о приезжающих из других государств. Как и в случае с ШИС, главные цели введения системы — создание единой удобной информационной базы, препятствование нелегальной миграции и предотвращение потенциальных угроз для стран шенгена.
В октябре 2011 года ВИС была запущена в странах Северной Африки, в мае 2012-го — на Ближнем Востоке, в октябре того же года — в страна Персидского залива, к лету 2013 года — на оставшейся неохваченной территории Африки, в октябре 2013 года — в Южной Америке. Страны Центральной и Юго-Восточной Азии, а также палестинские территории присоединились к системе в ноябре 2013-го, Центральная и Северная Америка, Австралия и Новая Зеландия — в мае 2014 года, Турция и страны Западных Балкан — в сентябре 2014-го, а страны Восточного партнерства — в июне текущего года.
Россия, таким образом, до недавних пор оставалась одной из немногих стран, где ВИС не была введена.
Это тем удивительнее, учитывая, что, как отмечает советник по консульским вопросам представительства ЕС в Москве Яни Тайваланти, россияне уверенно занимают первое место среди туристов в странах шенгена. Так, по данным ЕС, за 2014 год граждане России получили 5,768 млн шенгенских виз. Доля отказов — меньше 1%, а 3/5 выданных документов — это многократные визы.
Ближайшие «соперники» российских туристов — жители Китая, получившие в 2014 году всего 1,8 млн виз (при этом доля отказов — уже целых 3%, а многократных виз — менее 16%). Граждане Украины получили 1,367 млн виз, 881 тыс. выдали гражданам Белоруссии. Из числа стран, получающих наибольшее число шенгенских виз, в России, согласно данным ЕС, наименьший процент отказов и почти рекордный процент выданных многократных документов (больше лишь в Саудовской Аравии — 74,9%).
В отличие от ШИС, которая подразумевает сбор всеобъемлющей информации о человеке — от биометрических данных, до сведений о правонарушениях и штрафах, наличии оружия, — ВИС требует лишь цифровое фото, отпечатки десяти пальцев, данные о прошлых выданных визах и историю заявлений и, если такие были, отказов. Пресловутых «пальчиков» пугаться не стоит — храниться все данные, включая и отпечатки, будут в базе в течение пяти лет. В перспективе, отмечает посол ЕС в России Вигаудас Ушацкас, это должно привести к тому, что человеку, подающему заявление на очередную визу, не придется являться лично.
Стоит отметить, что от необходимости сдавать отпечатки будут освобождены дети до 12 лет (что поубавит головной боли некоторым родителям), лица, физически не способные предоставить отпечатки (инвалиды), а также члены правительственных делегаций и семей руководителей государств (при условии совершения официального визита).
Помимо этого на руку туристу будет играть и тщательно собираемая и отслеживаемая «визовая» история, работающая по принципу «кредитной», — чем она лучше, тем проще заявителю будет получить очередной документ, в том числе и многократную визу.
Все собранные системой данные хранятся на центральном сервере, который находится во Франции, бэк-ап — в Австрии, рассказал Яни Тайваланти. Это немаловажный факт, учитывая нововведения российского законодательства, предписывающие хранить личные данные россиян на территории нашей страны. По словам Вигаудаса Ушацкаса, Евросоюз не ведет с Россией переговоров на тему исключения консульств и визовых центров из этого правила: «Российские структуры обсуждают между собой, как применить на практике подобное исключение».
Как отмечают представители ЕС, система надежно защищена и доступ к ней предусмотрен лишь для сотрудников профильных ведомств — пограничных, миграционных служб. Сотрудники визовых центров, собирающие информацию о заявителях, не будут иметь подобного доступа. Однако любой человек может подать в консульство письменное заявление с просьбой предоставить ему информацию, хранящуюся в базе. Если он найдет в ней ошибки, они будут исправлены.
Политические разногласия между Москвой и Брюсселем, обострившиеся в последнее время, не должны нанести урона простым гражданам, уверяют в ЕС. Но введение ВИС в России, предупреждает Вигаудас Ушацкас, чревато на первых порах определенными техническими трудностями. При возникновении таковых проблемы будут решаться в максимально сжатые сроки, пообещал посол ЕС, поэтому не стоит искать здесь какого-либо политического подтекста.