Все эти темы - знаковые. Принятые по ним 3 июля 2015 года решения наглядно характеризуют нынешний уровень отношений парламента с обществом и правительством.
Пойдём по порядку.
Закон о переносе думских выборов 2016 года с первого воскресенья декабря на третье воскресенье сентября был принят сразу и во втором, и в третьем чтении. Два дня назад Конституционный суд уклончиво признал возможным «минимально незначительное», однократное сокращение срока полномочий Госдумы, но только «в конституционно-значимых целях», что подкрепило позиции сторонников переноса. «За» голосовали фракции «ЕР», ЛДПР и часть фракции «СР». Хотя Сергей Миронов вместе с Сергеем Нарышкиным, Владимиром Васильевым и Владимиром Жириновским подписался под этой инициативой, не все его соратники нашли в себе силы её поддержать.
Не нашла их, к примеру, глава Комитета по ЖКХ Галина Хованская. И глава думского Комитета по вопросам семьи, женщин и детей Елена Мизулина: «Я не участвовала в голосовании, меня не убедили»,- заявила она в зале.
«Не убедили».
Это главные слова. Предъявляя стране те или иные решения, принятые где-то там, на политических небесах, и оформляя их законами, в последнее время власти наши вообще «не парятся» поисками убедительных аргументов. «Понятия не имею, зачем!», «Ерунда какая-то!» - примерно такими словами отвечали депутаты из разных фракций на вопросы о причинах, побудивших парламент добровольно сократить срок своих полномочий почти на три месяца.
Если кого-то может утешить тот факт, что причин «ерунды» не знают даже депутаты - слабое это утешение...
Два нехитрых аргумента в пользу переноса прозвучали в зале и на этот раз. Первый - «природно-климатический», или «зимне-гололёдный», как выразился депутат Сергей Обухов (КПРФ): мол, в сентябре хорошая погода, и граждане с бОльшим удовольствием придут на участки.
Куда с бОльшим удовольствием отправятся в воскресенье граждане, если в сентябре хорошая погода - на избирательный участок или на дачу, за город, убирать урожай?...
Второй аргумент - «если выборы провести в сентябре, то новая Дума примет закон о бюджете на 2017 год», и это будет хорошо.
Честно говоря, в последние недели, когда из правительства, как предгрозовые раскаты грома, то и дело доносятся слова про грядущее уже в 2016 году сокращение социальных расходов, сказка про бюджет кажется не такой уж наивной. Нынешней Думе, пожалуй, действительно лучше не принимать бюджет на 2017 год перед выборами: бюджет этот может оказаться совсем уж людоедским, и избиратель не простит правящей партии голосования за него.
Но разве политтехнологический трюк можно считать «конституционно значимой целью»?...
Пикантная деталь: нынешним депутатам, не попавшим в новую Думу или в какой-нибудь региональный или муниципальный орган власти, закон гарантирует полное денежное содержание до декабря, разрешает им жить в служебных квартирах, ездить на служебных автомобилях и пользоваться неприкосновенностью. Но при этом думское большинство проголосовало против предложения коммунистов обеспечить выходные пособия в размере трехмесячной зарплаты и для помощников депутатов!
На помощников денег нет - они есть только на депутатов, понимаете?
Закрывая сессию, спикер Сергей Нарышкин говорил про важность «парламентского контроля» над бюджетным процессом и исполнительной властью вообще. Но как раз в этот день Госдуме пришлось проглотить неприятную пилюлю: под давлением правительства из повестки дня были убраны и перенесены на осень два законопроекта, триумфально, чуть ли не с аплодисментами принятых два дня назад во втором чтении. Перед каникулами Госдума хотела поставить жирную точку, приняв их в третьем. Эти законопроекты были предметом гордости депутатов, утешительным призом за бесконечные уступки правительству и беспрекословное подчинение воле Кремля...
В частности, предполагалось, что вместе с проектом бюджета на следующий год правительство обяжут представлять парламенту «перечень и оценку объемов» дополнительных расходов субъектов РФ, которые возникают при передаче регионам новых полномочий, а также «порядок определения» этих объемов. В последние годы полномочия, прежде всего социальные, федеральный центр вниз спускает, но без денег, а Минфин уверяет, что новой дыры в региональных бюджетах не появится.
Кроме того, депутаты хотели обязать правительство вместе с проектом бюджета представлять данные по новым объектам капитального строительства, на которые выделяются госсредства - включая проектно-сметную документацию и готовые решения о выделении земельных участков.
Казалось бы, что толку, если на Охотном ряду получат все эти сведения?
Если они их получат - получим и мы. И будем по крайней мере знать, как тратятся наши деньги...
Спикер Госдумы пообещал продолжить консультации с правительством по поводу этих поправок, и принять законы в сентябре, но кто знает, куда зайдут эти консультации?
Проиграв правительству, Госдума тут же лишний раз продемонстрировала свои возможности по части очень вольного обращения с законодательной процедурой. В одном из законопроектов «про контроль» говорилось о создание парламентской комиссии, которая в летний период станет следить за тем, как правительство перераспределяет средства бюджета. Комиссию всё же захотели создать, невзирая на сопротивление Минфина. Но как, если законопроект, в который пункт этот включен, перенесли на осень?
Решение приняли волевое, радикальное: пункт за пару часов оформили отдельным законопроектом, пока шло заседание, он был внесён за подписями спикера и главы думского Комитета по бюджету и налогам, и тут же, «с колёс» принят...
Но, знаете, Госдума в общем и целом собой довольна. Россияне, если верить опросу ВЦИОМ, на который сослался г-н Нарышкин - тоже. Почти половина россиян с одобрением относятся к деятельности парламента.
Вот как, оказывается.