МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

В МЧС рассказали об уникальной операции в Приднестровье

И показали комплекс для спасения от наводнений

Подробности уникальной операции по демонтажу аварийной воздушной дороги в Приднестровье рассказали во вторник спасатели МЧС заместителю председателя правительства РФ Дмитрию Рогозину. Также вице-премьеру показали новейшую спасательную технику, в том числе недавно разработанный аэромобильный пожарно-спасательный комплекс «гидробарьер», который можно применять как на пожарах, так и в паводковых ситуациях. По словам спасателей, будь такое сооружение этим летом в Сочи, удалось бы избежать многих последствий произошедшего там природного катаклизма.

Фото: Геннадий Черкасов

Гуманитарная операция МЧС России в Приднестровье завершилась как раз накануне посещения Дмитрием Рогозиным Академии гражданской защиты, где и произошла встреча зампреда правительства со спасателями. О том, насколько важной была эта миссия, рассказал руководитель сводного спасательного отряда, спасатель международного класса Андрей Легошин.

- По сути речь шла о предотвращении чрезвычайной ситуации международного уровня, - отметил он.

Воздушно-канатная дорога в Приднестровье была построена еще в 1962 году. Её общая длина составляла 3762 метра, полкилометра из которых проходили над рекой Днестр, а еще часть в жилой зоне, прямо над домами местных жителей. Дорога давно пришла в аварийное состояние и вот-вот могла обрушиться. Чем бы это закончилось, страшно представить - один только пролет над Днестром, как подсчитали потом спасатели, весил 86 тонн.

Дмитрий Рогозин стал свидетелем последних достижений МЧС

Смотрите фотогалерею по теме

Но не менее опасно было и демонтировать всю эту ветхую груду металла, зависшую над головами людей.

- Любое неверное действие могло привести к разрушению дороги, что привело бы к человеческим жертвам, - пояснил Легошин.

Сначала, по словам Легошина, всю канатку облетели на вертолете, тщательно обследовали и произвели детальную съемку всех участков, узлов и конструкций. После этого инженерная группа составила "полевой проект демонтажа". А отработать его было решено сначала на незаселённом участке.

Особую сложность представлял разбор дороги над домами города Рыбница. Людей нельзя было эвакуировать из жилой зоны, а электричество можно было отключить не более чем на пять часов.

- Из-за особого риска дорогу разбирали поэлементно вручную, - рассказал Легошин. - Схемы строповки и расстроповки составлялись ежедневно, спасатели применили весь арсенал альпинистских знаний и умений.

При этом жителей всего навсего просили не выходить из своих домов, а если они их и покидали, то только в том случае, если это были дома, над которыми непосредственно шла разборка.

Дмитрий Рогозин стал свидетелем последних достижений МЧС

Смотрите фотогалерею по теме

Пролет дороги над Днестром было решено подорвать. Его разделили на шесть частей, каждая из которых весила по 17 тонн и обрушили в реку. Для того, чтобы обрушенные части легче было находить, спасатели придумали прикреплять к их краям тросы с буйками, которые потом всплывали на поверхность воды. Их подняли со дна при помощи вертолета и вывезли для для дальнейшей утилизации. По окончании демонтажа этого участка дороги, важно было оставить и закрепить крайние секции, чтобы обеспечить устойчивость опор и противовес оставшимся частям.

Ну, а когда все пролеты дороги сняли, осталось аккуратно уложить на землю опоры, каждая из которых весом от 15 до 19 тонн и высотой 25-30 метров. Причем, несколько опор стояли в жилых зонах.

Как отметил Андрей Легошин, никогда раньше такие объекты не демонтировались в такие сроки и такими силами - всего "активная" фаза операции длилась 65 суток, а приняли участие в ней только лишь 22 человека, 7 единиц техники и один вертолет.

- Это была уникальная по дерзости и высочайшему профессионализму операция, - подтвердил Дмитрий Рогозин, выслушав подробности. - Мы поддерживаем приднестровскую молдавскую республику, делаем все, чтобы она могла выжить в условиях экономической блокады, но для того, чтобы выполнить демонтаж дороги, туда нужно было доставить вертолет и технику. Представьте, что бы было сейчас, когда руководителем Одесской области стал Саакашвили. Да никогда бы они не пропустили туда наших спасателей. И высочайшая опасность нависла бы над головами приднестровцев.

Двоим участникам этой операции Рогозин присвоил звания заслуженного спасателя России и всем "за отвагу и самоотверженность" вручил в подарок наручные часы.

Дмитрий Рогозин стал свидетелем последних достижений МЧС

Смотрите фотогалерею по теме

- Это не просто часы, - отметил вице премьер. - Они выполнены по специальному заказу из космического металла из которого делают ракету «Ангара».

- Каждая ЧС уникальна и каждая требует выдержки, профессионализма и спокойствия, - в свою очередь отметил глава МЧС Владимир Пучков. - Когда мы вникали в эту операцию, было задействовано огромное количество специалистов МЧС и я хочу выразить им огромную благодарность за это. За эту операцию не брался никто из иностранцев, или требовали огромное количество ресурсов. Наши ребята посмотрели, посчитали и выполнили поставленную задачу.

Между тем, на плацу академии спасатели развернули настоящую выставку своих последних разработок. Среди прочего вице-премьеру продемонстрировали гидробарьер.

Как рассказал «МК» начальник отдела пожарных машин и агрегатов ФГБУ ВНИИПО МЧС РФ Дмитрий Мичудо, пока «гидробарьер» существует в единственном экземпляре, но вскоре его поставят на вооружение всех региональных центров МЧС.

- Это российская разработка. Аэромобильный пожарно-спасательный комплекс может использоваться для защиты во время различных гидрологически опасных явлений. Комплекс состоит из автомобиля разведки, и автомобиля-базы, укомплектованного водоналивными дамбами. Если все их совместить, длина защитного сооружения будет 200 метров, это базовая комплектация, дополнительно можно подвозить сколько угодно секций и длина может увеличиваться. У комплекса также есть жилой модуль, позволяющий автономно жить боевому расчету из восьми человек. В условиях наводнения комплекс может перегораживать и отводить потоки воды в нужном направлении. В Сочи, например, можно было бы оградить от потоков воды аэропорт, вокзал. А в пожароопасный период гидробарьер может использоваться как искусственный водоем с запасом воды.

Дмитрий Рогозин стал свидетелем последних достижений МЧС

Смотрите фотогалерею по теме

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах