Тальявини заявила о своем уходе 6 июня, и хотя официальные представители всех сторон, заинтересованных в разрешении украинского кризиса, заявили, что с ним эта отставка никак не связана, экспертное сообщество пришло к противоположному выводу. Косвенно, версию аналитиков подтверждает также и то, что до сих пор не объявлено имя следующего спецпредставителя ОБСЕ. Сначала в МИД России заявили о том, что познакомились с ним 10 июня на переговорах «нормандской группы» в Париже. Через три дня австрийские СМИ сообщили, что место Тальявини займет постпред Австрии при ООН Мартин Сайдик, однако в ОБСЕ заявили, что на правах председателя организации назначать преемника будет Сербия.
Как бы там ни было, до 16 июня никто не занял вакантное место полпреда ОБСЕ. И в Минске эту структуру представляла опять Тельявини. По словам полпреда ЛНР Владислава Дейнего, до тех пор пока заслуженный европейский дипломат не передаст свои полномочия преемнику, радикальных изменений в переговорах не будет. Вместе с тем он подчеркнул, что отсутствие сдвигов не означает, что работа по выполнению Минских соглашений остановится.
Хотя с каждым разом процесс продвигается все трудней и трудней. За день до очередной встречи в белорусской столице глава ДНР Александр Захарченко заявил: «Что бы ни происходило в Минске, ДНР - самостоятельное государство и в состав Украины никогда не войдет, между нами встала кровь». А еще раньше самопровозглашенные республики отозвали свои поправки в Конституцию Украины и заявили, что в идеале хотели бы оказаться в составе России. И это закономерный итог годичных переговоров.
До недавнего времени единственным достижением минских встреч считалось перемирие, но накануне самоотвода Тальявини прошли бои за Марьинку. А затем начались массированные обстрелы из тяжелой артиллерии и танков, которые стороны конфликта должны были отвести от линии соприкосновения еще в марте. Как сказано в докладе ОБСЕ, опубликованном во вторник, только с 13 по 14 июня в районе донецкого аэропорта прогремели 594 взрыва, а возле Широкино около 180.
На днях в российской и украинской прессе пошли слухи о готовящемся переформатировании Минских соглашений. Якобы Москва предложила Киеву объединить ДНР и ЛНР в одну административную единицу, наделить ее широкой автономией в составе Украины и поставить во главе политика, согласованного со всеми участниками «минского формата». В Москве и Киеве заявили, что ничего подобного они никогда не обсуждали.
Сможет ли новый представитель ОБСЕ добиться исполнения Минских соглашений, «МК» узнал у экспертов:
Константин Бондаренко, Фонд «Украинская политика»:
- Минская площадка ценна возможностью диалога между Украиной, ДНР и ЛНР. Однако со времени февральских соглашений ничего существенного не произошло. Не думаю, что от смены представителя ОБСЕ что-то изменится, однако, если им станет кто-то ассоциируемый с Россией, то прогресса мы вообще никогда не увидим.
Михаил Погребинский, директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии:
- В кулуарах Минска говорят, что Сайдик является нейтральной фигурой и нет никого, кто был бы против его назначения. Но вряд ли он сможет как-то повлиять на ход переговоров, так как у полпредов Киева, ДНР и ЛНР слишком мало полномочий, чтобы принимать ответственные решения.