МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Глава «Комитета против пыток» рассказал о погроме и проблеме Кадырова

Игорь Каляпин: «Арендуем танк у Минобороны, оборудуем его под офис и будем ездить по Чечне»

В Грозном в очередной раз разгромлен офис «Комитета против пыток». В Чечне действия погромщиков назвали «пикетом гражданского общества», недовольного деятельностью одной из общественных организаций. При этом правозащитники были вынуждены выпрыгивать из окна второго этажа сталинки, чтобы спастись от разъяренных штурмовиков. Рамзан Кадыров пообещал расследовать погром, а глава «Комитета против пыток» Игорь Каляпин рассказал нам о тайной беседе с главой Чечни и о том, что правозащитники намерены делать дальше.

Игорь Каляпин (в центре). Фото: facebook.com/Игорь Каляпин

Первоначально на среду в Грозном был запланирован масштабный митинг против ряда российских СМИ, которые, по-мнению чеченских властей, проявляют «информационную агрессию» против их республики и России. Но по невыясненным обстоятельствам акция была отменена, и вместо нее решили провести более скромное мероприятие — осудить «Комитет против пыток» (КПП).

Под окнами общественной организации собрались около 3 тысяч человек, которые держали в руках плакаты «Избирательного права не может быть!», «Убийц к ответу!», «Почему молчат Каляпины?» и «Дадаев - жертва беспредела!». Напомним, 19 апреля Джамбулат Дадаев был убит в Грозном при попытке скрыться от правоохранительных органов из Ханкалы и Ставропольского края. Дадаев находился в федеральном розыске по ч. 2 ст. 111 УК РФ («Умышленное причинение тяжкого вреда»). Позднее в Интернете появилось видео, на котором предположительно Дадаев расстреливает ставропольского бизнесмена. Но при чем тут «Комитет против пыток»?

Грозный: штурм офиса "Комитета против пыток"

Смотрите фотогалерею по теме

В скором времени в толпе появились молодые люди в масках, которые начали громить машину Комитета, припаркованную у подъезда, а затем полезли и в сам офис. Одни из них, чтобы попасть в помещение, решили вскарабкаться по стене и залезть через балкон, а другие выбрали традиционный способ, выломав при помощи болгарки и лома входную дверь. «Пикет» продлился около двух часов — сотрудники КПП скрылись через окно, а офис во второй раз за полгода был уничтожен.

О подробностях произошедшего в интервью «МК» рассказал глава «Комитета против пыток» Игорь Каляпин:

- Любой, у кого был выход в интернет, мог в прямом эфире следить за штурмом благодаря многочисленным камерам видеонаблюдения, спрятанным в подъезде и офисе. Часть из них погромщики разбили сразу, но некоторые не заметили... Правда, потом эфир был прерван, так как они уничтожили все роутеры. Я пока не знаю, есть ли среди наших сотрудников пострадавшие... Но они выходили из офиса через окно на втором этаже сталинки.

- В декабре ваш офис в Грозном сожгли, почему вы решили вернуться, если видите такое к себе отношение?

- Понимаете, ни в коем случае нельзя обобщать. Есть негодяи, которые совершают преступления, есть идиоты, которые этих негодяев обслуживают, а есть нормальные люди, которые от всего этого страдают. У нас там несколько десятков потерпевших, у которых похитили, убили, пытали родственников, и которые нуждаются в профессиональной юридической помощи. Мы никогда их не бросим.

- Значит, заново будете восстанавливать работу?

- Я пока не знаю, потому что на это требуется много сил и денег. Восстановим, а потом снова придут погромщики... Наверно, будем искать другую форму. Знаете, как у нас ракеты «Искандер» колесят по всей стране? Может быть такой же мобильный офис создадим. Арендуем танк у Минобороны, оборудуем его под офис и будем ездить по Чечне.

- Кого-нибудь задержали за прошлогодний разгром?

- Нет. Следственное управление Следственного комитета возбудило уголовное дело. Расследование ведется. Я абсолютно уверен, что оно будет вестись бесконечно. Мы не дадим его прекратить, но результата тоже добиться не удастся, так как понятно, что все, как обычно, упрется в неприкасаемых людей. И в этот раз будет точно так же, хотя у нас много видеозаписей с лицами нападавших.

- Вы пытались дозвониться до правоохранительных органов, что-нибудь вышло?

- В течение двух часов из Нижнего Новгорода (там находится главный офис Комитета - «МК») мы звонили во все правоохранительные органы. Через час с небольшим после начала штурма полиция приехала в нижегородский офис. Мы обратились в федеральное МВД, а там, как смогли сообразили, что и где происходит. В Чечне полиция так и не появилась, по крайней мере, во время штурма ее там не было. И до начальника чеченской полиции Апти Алаудинова мне тоже дозвониться не удалось — он просто не взял трубку.

- Вы вообще ожидали, что сегодня против вас будет какая-то акция?

В ночь перед случившемся мне пришло неподтвержденное сообщение, что во дворе нашего офиса собираются провести митинг. Я попросил руководителя нашей Сводной группы выйти к митингующим, чтобы пригласить нескольких человек в офис, где за чашкой чая можно было бы спокойно обсудить, почему они нас пикетируют.

- Если это связано с делом Дадаева, как они формально объясняют, то пусть идут к сотрудникам МВД в Ханкале, если у них претензии к ставропольской полиции, то ехать надо в Ставрополь, если у них вопросы к СК РФ, который это дело расследует, значит надо пикетировать его. Мы-то здесь при чем?

Мы делом Дадаева не занимались, к нам по этому делу никто не обращался, а мы работаем только по обращениям. Но с другой стороны, были обоснованные подозрения, что Кадыров решил не упускать возможность направить на нас очередную протестную волну.

- Ваш конфликт тянется еще с истории о поджогах домов?

Нет, на самом деле он тянется гораздо дольше. Мы начали работать в Чечне в 2009 году. Тогда нашим юристам поступили несколько уголовных дел, связанных с похищением людей, в нескольких из которых все следы вели к ближайшему окружению Кадырова.

Я имел глупость встретиться с ним с глазу на глаз, показать все документы и сказать: «Рамзан, в твоем окружении работают преступники, которые тебя компрометируют. От них надо избавиться». Но Рамзан Ахматович решил, что избавляться надо не от преступников, а от тех, кто носит вот такие документы. С того момента я с ним больше никогда не общался.

Читайте материал «МК» «Кадыров о защитниках семей боевиков в Чечне: «Комитет против пыток является проектом США»

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах