В первый раз Госдума отказалась создать специальную комиссию по этому поводу в феврале 2014 года.
Закон «О парламентском расследовании», принятый в 2005 году, требует рассмотрения вопроса о создании комиссии для проведения расследования не позднее чем через 15 дней после поступления соответствующей инициативы за подписью не менее одной пятой депутатов Госдумы. Та инициатива, которая обсуждалась на этот раз, датирована 15 декабря 2014 года. Комитет по конституционному законодательству рассмотрел документы и дал своё заключение (отрицательное) 14 января 2015 года. Но на пленарное заседание вопрос был вынесен лишь 13 мая.
Никаких разъяснений о причинах задержки руководство комитета публично не представило.
Докладчиком от инициаторов проведения расследования был коммунист Валерий Рашкин. Он говорил про «амазонок Сердюкова», и про то, что «надо обвинять не Васильеву, а созданную при прежнем министре обороны систему». Коммунист сказал, что «экс-министров обороны сажают и в ЕС, и в СНГ, и небо на землю не падает», а «у нас Сердюков амнистирован, ездит с «мигалкой», а его сын скупает землю». «Надо выяснить обстоятельства, которые сделали возможными многочисленные нарушения и хищения в Вооруженных силах»,- говорил депутат, и призвал коллег из ОНФ «проявить мужество и волю и проголосовать «за» (коллеги из ОНФ являются членами фракции «Единая Россия»).
«Мы не выкрикиваем лозунг «Банду Сердюкова под суд!», мы требуем, чтобы парламент выполнял свою работу»,- так закончил своё выступление г-н Рашкин.
Следующим выступал глава Комитета по конституционному законодательству Владимир Плигин («ЕР»). Он сказал, что коммунисты в тексте инициативы о проведении расследования ставят вопрос о расследовании 9 эпизодов, которые, как кажется авторам, не расследованы. Но, по словам г-на Плигина, из справки Следственного Комитета (датированной 13 января 2015 года и очевидно уже устаревшей), по 13 эпизодам, связанным с делом «Оборонсервиса», решение процессуальное уже вынесено, а по 35 идёт расследование.
В заключении комитета говорится, что в законе «О парламентском расследовании» написано: предметом парламентского контроля не может быть «установление виновности конкретных лиц в совершении преступлений», а в тексте инициативы предлагается расследовать те самые эпизоды деятельности бывшего министра обороны. Причем из тех эпизодов, на которые указывает КПРФ, лишь по двум не проводится проверка или предварительное расследование (согласно той же январской справке СК). А раз по другим идёт следствие - значит, предметом парламентского расследования они, в понимании комитета, быть не могут.
Дмитрий Горовцов («СР») спросил г-на Плигина, почему комитет дополнительно не обсудил вопрос после января 201 года - ведь «с тех пор много чего изменилось». Вынесен приговор Васильевой, например.
Прямого ответа на этот вопрос г-н Плигин не дал.
«Можно ли сказать, что реальный срок Васильевой даёт надежду на то, что будет воздано всем по заслугам?» - спросил г-на Рашкина Александр Тарнавский («СР»).
«Да, я считаю, что реальный срок Васильевой - шаг вперед, он потребовал определенного мужества суда. А прокуратура, которая требовала условного наказания, дала слабинку и замарала честь мундира. Но по факту ей (Евгении Васильевой - «МК») лет 15 надо было бы!» - ответил г-н Рашкин. И добавил, что начало парламентского расследования было бы «знаком населению РФ, что Госдума заинтересована в том, чтобы такие кричащие преступления были расследованы».
Потом пришёл черед выступлений от фракций. Юрий Синельщиков (КПРФ) сказал, что тот факт, что по ряду эпизодов (по его версии, 34-м на сумму 16 млрд. рублей) следствие или проверка ещё идет, «не является препятствием для парламентского контроля». «Практически все 11 расследований парламентских, которые были ранее, проводились параллельно с предварительным дознанием или следствием»,- напомнил он. Забыв, впрочем, уточнить, что 10 из этих 11 специальных парламентских комиссий создавались до вступления в силу нынешнего закона «О парламентском расследовании» (до 2005 года), а он существенно усложнил процедуру и практически свёл к нулю возможность проведения расследования без согласия Кремля...
«Мы вправе изучать причины грубых нарушений в прежнем руководстве ВС, чтобы создать такие условия, которые не позволяли бы в будущем повторение таких явлений»,- убеждал г-н Синельщиков. Ещё одной целью расследования, по его словам, могло бы стать выяснение выгодоприобретателей, тех, кому шло имущество, по заниженным ценам распроданное при бывшем министре обороны: «народ вправе знать счастливчиков, которым за бесценок всё это досталось»...
ЛДПР идею проведения расследования поддержала.
И «СР» тоже.
Единороссы предлагали обратить внимание на страницу 2 инициативы КПРФ - там предлагается расследовать те самые эпизоды, а это, по мнению «ЕР», невозможно по закону. Но на странице 6 того же документа целью расследования названо ещё и «выявление причин и условий, способствующих фактам грубого нарушения финансовой дисциплины в Министерстве обороны РФ, информирование о них общества, а также оказание содействия в устранении таких причин и условий»...
Кнопку «за» нажало 199 человек при требуемых как минимум 226 голосах. Но кнопку «против» нажали лишь 35 единороссов - остальные уклонились от участия в голосовании. Один депутат воздержался.