МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Эксперт: Россия готова демонтировать с «Мистралей» все военное оборудование

Если Франция решит затопить вертолетоносцы, ей придется выплатить дополнительные компенсации

Два вертолетоносца класса «Мистраль», построенные для России, могут быть затоплены Францией в открытом море в случае расторжения контракта и отказа от их поставки России. Об этом сообщила газета Le Figaro. Такой вариант завершения франко-российского контракта газета считает «шокирующим» и приводит слова высокопоставленного военного, который подчеркивает, что подобное «недопустимо хотя бы с точки зрения отношения к рабочим верфей Сен-Назера, где были построены гигантские корабли».

Фото: Алексей Меринов

При этом газета не называет такое решение по «Мистралям» окончательным: это лишь один из вариантов, которые рассматриваются на данный момент наравне с возможностью использования их собственными ВМС, либо продажей какой-либо другой стране. По данным газеты, среди потенциальных клиентов фигурируют Канада, Египет и «одна из североевропейских стран».

При этом газета считает «маловероятным» попытки использования вертолетоносцев «Владивосток» и «Севастополь» французскими ВМС, так как «они были модифицированы под российские стандарты и их придется в таком случае перестраивать и переоборудовать, что обойдется во многие сотни миллионов евро».

Напомню: содержание двух вертолетоносцев, сделанных для России, но не отданных ей, сегодня ежемесячно обходится французам в 3 млн евро. Но это, как говорится, их выбор.

Для России же складывается все как нельзя лучше: эти расходы не ложатся бременем на ее военный бюджет, не говоря уже о той многомиллиардной экономии, которая появляется благодаря тому, что под эти чужеродные для российского флота корабли, теперь не надо создавать специальную дорогую береговую инфраструктуру.

О том, что сделка по «Мистралям» давно зашла в тупик, понятно всем. По данным источников «МК», переговоры о ее расторжении и компенсационных выплатах России ведутся в Париже еще с конца прошлого года. В связи с этим эксперты «МК» уже высказывали версии относительно будущего этих кораблей — все они были плачевны. Говорили, что выгоднее всего их теперь пустить на металлолом или использовать в качестве мишеней на каких-нибудь показательных учениях НАТО, как это обычно делают со старыми, отслужившими срок баржами. Но чтобы вот так безо всякого смысла затопить новенькие, только что сошедшие со стапеля корабли — до этого не додумался никто.

Русские на «Мистрале»: будни и праздники моряков во Франции из соцсетей

Смотрите фотогалерею по теме

Если такой вариант действительно рассматривается, то он, скорее, напоминает какой-то политический демарш, хотя и не вполне ясно кому адресованный. Во всяком случае, сразу всплывают некие исторические аналогии.

Наиболее известный случай сознательного затопления кораблей — Крымская война 1853-1856 годов, когда во время обороны Севастополя наши моряки пустили на дно семь старых парусников, чтобы заградить вход неприятельским судам на рейд и тем самым спасти город. На этом месте теперь красуется символ Севастополя — памятник затонувшим кораблям. Другой исторический прецедент: 1904 год, крейсер «Варяг», песню о котором «Врагу не сдается наш гордый Варяг» теперь знает каждый. Из более свежих событий — весна прошлого года, когда российские моряки опять же в Севастополе затопили четыре корабля, чтобы заблокировать ими выход из бухты украинским кораблям.

В истории Франции тоже было такое, что французы жертвовали своими кораблями ради высокой цели: в 1942 они затопили свой флот, чтобы тот не достался немцам. Но во всех этих случаях цель действительно оправдывала средства. А какую цель оправдывает затопление «Мистралей» теперь?

Свой прогноз на дальнейшее развитие этой ситуации «МК» высказал военный эксперт, директор центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов:

- Эти «Мистрали» для французов сегодня как чемодан без ручки: и нести тяжело и бросить жалко. Что касается затопления кораблей, то это вопрос не сегодняшнего дня. Такой вариант возможен лишь при условии, что обе стороны урегулируют все претензии друг к другу. Несмотря на то, что переговоры по компенсациям уже давно идут, я думаю, для окончательного согласования потребуется еще не один месяц.

В любом случае, пред тем, как топить корабли, французам придется все посчитать. Кроме тех денег, что мы им выплатили по контракту — а их придется возвращать — Париж должен будет заплатить немалую сумму за корму корабля (а во втором «Мистрале» это больше, чем корма), отдельно сделанную в России и поставленную на верфи Сен-Назера. Судя по всему, «утрясать» все это будут еще долго. Так что если говорить о затоплении, то это тема весьма отдаленного будущего.

Но Париж, скорее всего, постарается избежать подобного развития событий. Приоритетными, думаю, станут другие варианты. Так, например, Франция изначально планировала иметь у себя несколько универсальных десантных кораблей типа «Мистраль». Сейчас у французов их три, а они хотят четыре. Так что в принципе один из кораблей они могут оставить себе, проведя на нем необходимое переоборудование. Это, конечно, потребует немалых денег, но это все же лучше, чем затопление уже готового корабля.

Кроме того, они наверняка будут пытаться предложить хотя бы один из «Мистралей» тому, кому он интересен и у кого есть опыт эксплуатации французских подержанных кораблей. Например, Бразилии. Но здесь всплывает другая проблема — эти «Мистрали» изначально строились под российские условия: палуба сделана так, чтобы не подвергалась обледенению, более высокие ангары под вертолеты, так как в базовые не входил наш Ка-52. То есть вертолетоносцы вышли дороже стандартных, эдакие корабли класса «Мистраль+». Но в условиях Бразилии ни эти ангары, ни антиобледенение никому не требуется. А что поделаешь, если все это уже имеется...

Что касается оборудования кораблей, то здесь проблем, думаю не предвидится. Оно просто демонтируется. То, что делали французы, вернут производителям — не выкидывать же его на помойку. Часть нашего оборудования, которое мы туда привезли — там, в частности, все наши системы связи — будет возвращено нам.

Что касается оружия, то оно должно было ставиться на корабли уже в России. Так что никаких боевых систем там нет. А потому беспокоиться, что в случае, если решится вопрос продажи «Мистралей» другой стране, какие-то наши секретные военные технологии попадут в руки противника, нет никаких оснований.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах