Напомню: контракт на строительство во Франции двух вертолетоносцев типа «Мистраль» для российского флота на сумму 1,12 млрд евро был подписан в июне 2011 года, когда военное ведомство еще возглавлял ныне опальный Анатолий Сердюков. Первый корабль, названный «Владивосток», был спущен на воду в октябре 2013 года, и в ноябре 2014-го должен был быть передан ВМФ России.
Однако в последний момент под давлением Штатов, Париж приостановил передачу вертолетоносцев российской стороне, мотивируя свое решение ситуацией на Украине.
Второй корабль, получивший название «Севастополь» (что после присоединения к России Крыма выглядело особо вызывающе) должен был быть передан российской стороне во второй половине 2015 года. Но, как и в случае с первым кораблем решение о его поставке было заморожено. На неопределенный срок. Эта «неопределенность» продолжается до сих пор. При этом Россия в этой неприлично уже затянувшейся истории находится куда в более выигрышном положении, чем Франция.
Дело в том, что содержание двух вертолетоносцев ежемесячно обходится французам в 3 млн евро. Соответственно эти расходы не ложатся бременем на российский военный бюджет, не говоря уже о той многомиллиардной экономии, которая появляется благодаря тому, что под эти чужеродные для российского флота корабли, не требуется создавать специальную и дорогостоящую береговую инфраструктуру.
А вот французам расторжение сделки наверняка аукнется большими неприятностями. Хуже всего, что корабли эти уже никому не продашь, так как «Мистрали», изначально спроектированные для хождения по южным морям, пришлось переделывать и приспосабливать под суровые российские условия, а так же под нашу технику: вертолеты, оборудование, управление... В таком виде их никто не купит. Потому судьба их незавидна. Выгоднее всего их будет просто пустить на металлолом, чтобы не выбрасывать на содержание миллионы евро. Или, как предлагают некоторые специалисты, использовать в качестве мишеней на каких-нибудь показательных учениях НАТО, что обычно делают со старыми, отслужившими срок баржами.
А вот наши военные моряки в случае отказа от поставок, только выигрывают. Они не раз заявляли, что для них «Мистрали» - это «головная боль», дорогая и ненужная игрушка, предназначенная в первую очередь для проведения экспедиционных операций, то есть высадки десанта на чужой берег. А Военной доктриной России такие задачи перед отечественным флотом вообще не ставятся.
Недавно, во время прямой линии и Владимир Путин признал, что отказ от поставки «Мистралей» никаким образом не повлиял на обороноспособность страны. «Мы в свое время контракты эти заключили прежде всего для того, чтобы поддержать наших партнеров и обеспечить загрузку их верфи, - сказал он. И при этом добавил: - Я исхожу из того, что действующее руководство Франции, французы - люди порядочные, и деньги нам вернут. Мы не намерены требовать каких-то там неустоек, штрафов запредельных, но надо, чтобы все издержки, которые мы понесли, были возвращены».
Короче, для России все, похоже, разрешается наилучшим образом. Особенно, если учесть, что французы, точнее те, кто за них принимает решения в Вашингтоне, изначально, еще при заключении контракта по «Мистралям», просто «надули» ребят из ведомства Сердюкова, которые лоббировали этот проект.
Россия в качестве ключевого требования поначалу выдвинула продажу корабля с его электронной «начинкой». Нас уверяли, что именно так и будет. Но вскоре выяснилось, подобные решения принимаются опять-таки, не в Париже. Но в Пентагоне дураков оказалось куда меньше, чем этого кому-то хотелось бы у нас. И уже после подписания контракта французский президент, в то время им был Саркози, сообщил: «Мистраль» — это вертолётоносец, который мы будем создавать для России без военного оборудования, если эти корабли и будут проданы, то без электронных и компьютерных систем».
Фактически российских военных поставили в известность: за свои миллиарды вы получите пустую железную коробку с ходовой частью – нечто среднее между грузовиком и нефтяным танкером. Такую же, но в десятки раз дешевле могли бы сварить и российские корабелы. Но их об этом не попросили: когда Минобороны объявляло тендер, их к участию в нем даже не пригласили.
Но, как у нас говорят, Бог — не Тимошка, видит немножко, высшая справедливость, наконец, восторжествовала: и от ненужных флоту кораблей отделываемся, и еще в наваре остаемся — какую-никакую, а неустойку, видимо, получим. Так что: спасибо Франции за санкции!