Произошел этот инцидент 7 апреля, а шумиха не умолкает и по сей день. А что, собственно, такого произошло?
Ситуация-то банальна: по данным нашего Минобороны, «7 апреля в 13.18 дежурными силами ПВО над акваторией Балтийского моря была обнаружена неизвестная воздушная цель, которая уверенно направлялась в сторону российской государственной границы. Из состава дежурных сил был поднят истребитель Су-27, который подлетел к неизвестному воздушному судну, несколько раз совершил его облет, идентифицировал как самолет-разведчик RC-135U ВВС США. ...После облета российским истребителем самолет ВВС США изменил курс и ушел от российской границы».
Спросите у любого пэвэошника — это обычная, нормальная, более того, чуть ли не ежедневная практика. Думаете, американцы поступают как-то иначе, если видят рядом со своими границами аналогичные «неизвестные цели»? Конечно, нет. Любые военные учения, если они происходят поблизости от границ, — это всегда повод стороне потенциального противника потренироваться.
Когда, скажем, летает наша дальняя авиация, ее всегда сопровождают истребители той страны, вдоль границ которой летят наши самолеты, — учиться-то надо и тем и другим. То же самое, если кто-то летает вдоль наших границ.
Причем сами летчики этих стран, как правило, никакой вражды друг к другу не испытывают: обмениваются приветствиями, условными знаками, переговариваются. Могут даже передать привет командиру полка или жене пилота, назвав ее по имени: дескать, нашей разведке известны о вас даже эти подробности.
Но так бывает, если «гости» не ведут себя слишком нагло. Когда они переходят границы приличий, законы «военного гостеприимства» перестают действовать.
К примеру, в 80-х был такой случай: над нейтральными водами у наших границ появился самолет-разведчик НАТО «Орион». Поднялись два наших Су-27. Встали по бокам разведчика и показывают: дальше к границе не приближайся. «Орион» не послушался и начал «выдавливать» тот истребитель, что шел ближе к границе, давая понять, что подчиняться требованиям не собирается. Тогда наши повернулись к «гостю» брюхом — продемонстрировали, что под крыльями у них ракеты. Этот маневр «Ориона» тоже не впечатлил — он продолжил лететь по опасному маршруту.
Так самолеты играли в войнушку, пока у одного из наших истребителей не кончилось топливо. Он пошел на посадку («Орион» может висеть в воздухе порядка 17 часов, а истребитель — 3–4, потом требуется заправка). С земли подняли другой истребитель, с полными баками. Он подошел к «Ориону» поудобней — и слил на него все топливо. Тому ничего не оставалось, как убраться.
Подобных историй летчики ПВО могут рассказать массу. Широкой публике о них обычно мало что известно: чего шуметь, дело-то житейское.
Так почему же сейчас ситуация над Балтикой с американским RC-135U вызвала столько шуму? Выходит, он кому-то именно теперь очень нужен? Иначе почему волны «праведного гнева» западных политиков не спадают уже так долго, и от них штормит все мировые СМИ?
Ужас: российский истребитель приблизился к американскому самолету на расстояние шести метров! По заявлению Пентагона, «непрофессиональный перехват потенциально мог привести к нанесению вреда экипажам всех вовлеченных самолетов. Что еще более важно, небрежные действия отдельного летчика могут привести к нагнетанию напряженности в отношениях между странами».
Про «нагнетание напряженности» опустим, чтобы не опускаться до споров в стиле «сам дурак», а вот насчет непрофессионализма тех, кто маневрировал в шести метрах от RC-135U, которому пришлось уносить крылья, я бы поспорила. Это скорее говорит о хорошей подготовке наших летчиков.
Хотя, конечно, времена теперь непростые, американские «партнеры» — люди нервные, возбуждаются по поводу и без повода, а чаще сами создают поводы для возбуждения, потому на шесть метров можно было бы и не подходить — поманеврировать хотя бы метрах в восьми–десяти. Тоже, скажу вам, не всякий выдержит. (Интересно, когда тот «Орион» «выдавливал» наш истребитель, за что был облит топливом, на сколько метров он приблизился к Су-27?)
Короче, шумиха с самолетом над Балтикой Штатам сегодня очень кстати. Потому она и возникла.
Оглядываемся вокруг и смотрим, что происходит в мире: совместную декларацию о расширении военного сотрудничества подписали главы минобороны входящих в НАТО Норвегии, Дании и МИД Исландии (там нет минобороны), а также нейтральных Финляндии и Швеции. Они заявляют, что «Россия делает огромные экономические вливания в свой военный потенциал… И вызывающе действует около наших границ. Было несколько инцидентов на границах государств Балтии».
И если вдруг кто-то из жителей этих стран недоверчиво спросит: каких инцидентов? — вон он вам тут же, горячий пример: русские подлетели на шесть метров к RC-135U ВВС США! Небрежные действия летчика чуть не привели к войне! После этого никому уже не придет в голову уточнять: а что делал американский самолет-шпион у российских границ?..
А представляете, сколько подобными примерами можно пугать жителей бывшей советской Прибалтики, которых и так ежедневно уверяют, что Россия жить без них не может — спит и видит, как бы со всеми их экономическими проблемами забрать себе и содержать за счет собственного бюджета. Я уж не говорю о том, как на примере «шести метров» всякого рода аналитики способны глубоко раскрыть агрессивную суть российской военной политики в преддверии встречи «нормандской четверки» по Украине.
В общем, вариантов — масса, был бы только повод. А он есть.
Правда, я как человек, имевший долгие годы отношение к ПВО, вижу его несколько иначе. В воскресенье, когда кто-то отмечал православную Пасху, а кто-то — День космонавтики, если бы не западные политики и не СМИ, раздувшие историю с RC-135U и Су-27 над Балтикой, никто бы даже не вспомнил о людях, защищающих воздушные границы нашей страны. А между тем в этот день они отмечали свой профессиональный праздник, учрежденный еще в советские времена, — День войск ПВО страны. Правда, и войск таких уже нет, и той страны. Но, как рассказали нам в Пентагоне, ПВО у нас, оказывается, все-таки еще есть. Воистину — ПВО!