МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Факторы неопределенности: что может помешать Хиллари Клинтон стать президентом США

«Многие будут поддерживать ее потому, что она женщина»

Бывший госсекретарь США Хиллари Клинтон заявила о своем намерении баллотироваться на пост американского президента на выборах 2016 года. Об этом политик объявила в двухминутном видео-ролике. «Американцам каждый день нужен кто-то, кто будет защищать их интересы, и я хочу быть этим человеком», – сказала Клинтон. Чтобы узнать, каковы ее шансы на успех, хотят ли американцы видеть женщину-президента и что возможный приход Клинтон к власти сулит России, «МК» обратился к политологу Николаю Злобину.

Фото: U.S. Department of State

Действующий президент Барак Обама уже заявил, что он поддерживает решение Хиллари Клинтон выдвигаться в качестве кандидата от демократической партии США. Напомним, что в 2008 году Клинтон проиграла Обаме в борьбе за номинацию от этой партии. «Клинтон была мощным кандидатом в 2008 году, она была отличным соратником во время всеобщих выборов и она была выдающимся государственным секретарем. Кроме того, она мой хороший друг», – цитирует CNN слова Обамы. «Я думаю, она будет отличным президентом», – также заявил действующий глава Белого дома.

Согласно последнему опросу, проведенному компанией YouGov, примерно два американца из трех готовы проголосовать за женщину-президента. Как отмечает The Huffington Post, 8 лет назад исследования общественного мнения показывали, что только половина граждан США хотят видеть в кресле главы Белого дома женщину. Если, по предыдущим опросам, мужчины охотнее выражали желание избрать главой государства представительницу прекрасного пола, то, по последним данным YouGov, женщины на один процент больше мужчин хотят отдать свой голос за президента их пола, пишет The Huffington Post.

«Во-первых, до выборов еще далеко, – рассказывает «МК» директор Центра глобальных интересов в Вашингтоне политолог Николай Злобин. – Во-вторых, кампания против нее, как и ее собственная, еще толком не началась, и есть очень много факторов неопределенности. Можно перечислить хотя бы некоторые из них и только после этого говорить, какие у нее есть шансы. Она является одним из символов американских женщин в политике и она всегда выступала за равноправие мужчин и женщин, за одинаковое к ним отношение. Есть утилитарная проблема – как известно, она не очень молодая женщина. Для многих американцев выбор Хиллари при всей ее популярности и правильности может напоминать отчасти об избрании Рейгана в свое время. Проблемой для демократов всегда было заставить молодых голосовать, потому что они не очень любят ходить на избирательные участки. Будут ли они голосовать за пожилую женщину, пускай очень заслуженную, очень известную и очень раскрученную? Она явно из прошлого, а не из будущего.

Явно у нее не хватит чисто физических сил быть президентом два срока. С другой стороны, она может, конечно, быть физически здоровой и быть президентом двух сроков, но в условиях телевизионной политики, когда камера разглядывает каждую морщинку любого политика, какой ей смысл выглядеть такой старой? С другой стороны, у нее есть опция, о которой я говорил с ее ближайшими помощниками, ­– ­это пройти серьезные процедуры омоложения. Она будет классно выглядеть, моложе, энергичнее, в глазах будет светиться огонь и все такое, но для миллионов американских женщин это будет предательство тех позиций, на которых она стояла с молодости – за равноправие, за отказ от всяких способов неестественного привлечения мужчин. Для нее это будет предательство феминизма. Они могут от нее отвернуться. И вот перед ней такая дилемма: что она может потерять – поддержку женских прогрессивных организаций или поддержку молодежи, для которой она будет старым обломком из прошлого. И то, и другое плохо. Как она будет решать эту проблему, мы не знаем, но она для нее явно есть. Это только один фактор.

У нее много историй, связанных с ее деятельностью в политике, за которые ей придется отвечать в очередной раз. На некоторые из них она уже отвечала и рассказывала, в том числе перед конгрессом, как это было с Бенгази и убийством американского посла, когда она была госсекретарем. Сейчас все эти истории вернутся, и журналисты будут писать о ней. К слову, госдеп в то время нес основную ответственность за то, что погиб американский посол. Для Америки это вообще ситуация беспрецедентная. Будут ее критиковать. Негативная кампания против нее будет очень сильная.

Можно вспомнить ее во время президентства Билла Клинтона, когда она играла большую роль, чем первая леди, не обладая формальной властью. Она занималась проблемами социальной реформы медицинского страхования и так далее. Многим это очень не нравилось. Это могут ей все припомнить. И как она сумеет защитить свои позиции в прошлом, от этого будет зависеть ее успех во время избирательной кампании.

Третья проблема, которая перед ней реально стоит, - это проблема дистанцирования от Обамы, потому что американцы устали от демократов у власти. Обычная человеческая усталость. Им хочется все поменять. Вообще они любят менять партии, президентов. Считается, что это очень здоровая вещь. Поэтому пойдут ли американцы на избрание еще одного президента-демократа? Это большой вопрос. Поэтому Хиллари нужно дистанцироваться от Обамы, показать себя свежей кровью демократов. При этом ей нужна поддержка Обамы. Как разрешить эту проблему – пока ответа нет. Ее технологи будут этим заниматься. Вопрос довольно тонкий. Такой же вопрос стоит в отношении ее мужа, Билла. Никто не хочет видеть Хиллари продолжением политики Клинтона, возвращением его кадров, его стиля, его людей. Америка всегда за обновление. Биллу тоже надо дистанцироваться. С одной стороны, конечно, он будет поддерживать свою жену, а с другой – ему никоим образом нельзя делать это слишком публично или слишком настойчиво.

Фото: Иван Скрипалев

Вот таких проблем набирается очень много. Например, сколько денег она соберет. Безусловно, избирательная кампания будет крайне дорогая. Американцы поменяли законодательство о возможности финансирования избирательных кампаний, политиков. Оно стало более либеральным. Поэтому денег надо больше, и оппоненты будут иметь больше денег. Некоторые американцы, консерваторы, вообще не хотят видеть женщину на посту президента. То есть проблем у нее очень-очень много. Другое дело, что сторонников у нее тоже очень много. Многие хотят именно женщину-президента, многим нравился именно Билл Клинтон, многим она нравилась на посту госсекретаря, многие считали, что она была если не лучшим, то одним из лучшим госсекретарей в истории США. Она всегда отличалась своеобразием и четкой позицией. Многие помнят ее, когда она спасла семью во время скандала с Моникой Левински. Ей стоило это большой выдержки: она ни слова не сказала тогда, и многие американцы и американки стали относиться к ней с большим уважением с этого момента. Немудрено, что одной из главных тем ее избирательной кампании станет восстановление семейных ценностей. Это правильный человек, по мнению американцев. У нее огромный опыт.

Она очень раскрученный политик. Она, не считая Обамы, самый известный демократ в США. На ее раскрутку много денег не надо – скорее, много денег уйдет на купирование негатива в ее адрес, которого за долгую жизнь в политике у нее набралось много. Я вижу, что республиканцы своих потенциальных кандидатов на пост президента меряют против Клинтон. То есть даже республиканцы смирились, но исходят из того, что, скорее всего, она станет лидером праймериз от демократической партии. Поэтому сегодня такая ситуация. Но если бы выборы проходили сейчас, она бы с большой вероятностью выиграла эти выборы. Наверняка. Но что будет в ноябре 2016 года, предсказать очень трудно. Скорее всего, она победит, но одна любая ошибка в американской избирательной кампании может повлечь за собой неприятные политические последствия. Людей иногда выбивает из гонки в один день.

- Насколько для американцев важен пол будущего президента?

- Нет, для них не столь важна гендерная принадлежность, но американцы в разговорах со мной иногда отмечали, что они чувствуют себя неудобно, что в Америке – вроде как передовой демократии мира для многих стран, в том числе для тех, где президентом была женщина – во главе государства никогда не стояла женщина за всю историю. Это как-то неправильно. Надо дать американским женщинам чувствовать себя более уверенно. Американский феминизм заслужил самого высокого места в американской политике. То же самое, что афроамериканцы говорили в свое время. Многие англосаксы, то есть белые американцы склоняются к тому, что время женщины в американской политике пришло, на самом высоком уровне. И многие будут поддерживать Хиллари Клинтон в частности потому, что она женщина.

- Что возможный приход Хиллари Клинтон сулит России?

- Я бы исходил из пессимистического сценария по трем причинам. Во-первых, в США нет запроса на улучшение отношений с Россией – политического, экономического, общественного. В России, мне кажется, тоже такого запроса нет. Но здесь хотя бы есть понимание, что нужно выправлять отношения с Америкой. Там такого понимания нет, запроса нет, и на повестке дня такой вопрос не стоит. Любой политик, который поставит этот вопрос на повестку дня, в принципе подрубает свою общественную и политическую поддержку и вызывает на себя довольно большой огонь, не имея никаких перспектив получить что-то позитивное. Потенциал улучшения российско-американских отношений сегодня отсутствует. Потенциал дальнейшего ухудшения отношений есть. Любой американский политик, начиная заниматься улучшением отношений с Россией, мне кажется, будет больше терять, чем приобретать. Никакой необходимости у Хиллари, если она станет президентом, заниматься Россией нет. Да, надо сотрудничать с Россией в вопросах терроризма, энергетики, но это все было и в советские времена. Политика в этом смысле мало изменилась. Что советско-американская, что российско-американская… Но улучшать отношения до того, что было еще совсем недавно, у нее никакой необходимости нет. Открыть для себя еще один внутренний фронт – зачем? Подвергнуть себя еще одной волне критики за позитивное отношение к России? Ни один американский политик высокого уровня на такое не решится. Это первое. Второе – Клинтон известна довольно жесткой позицией по отношению к Путину, к тому, что происходило в России. Я думаю, вряд ли она изменит свою точку зрения. Более того, она будет на этом стоять довольно жестко, потому что менять позицию еще в одном вопросе ей в ходе избирательной кампании не с руки. Она будет опять подвергаться критике за это. Сейчас, на мой взгляд, – самый антироссийский конгресс в истории США, и Хиллари на посту президента будет легче найти с ним язык. Она займет по вопросу России позиции более-менее похожие с ним. Это одна из проблем Обамы – он занимает в отношении России позицию более мягкую, чем конгресс. И конгресс во многих вопросах Обаму не поддерживает. Зачем Хиллари эта война? Она ей совсем не нужна. И третья причина – репутация России в Америке объективно испорчена. Американское общественное мнение смотрит на Россию негативно. И этот тренд будет в ближайшие годы только углубляться, я думаю. Вряд ли кому-то удастся его переломить. Америка как большой ледокол, который если начал разворачиваться, то остановить его очень трудно. Огромная инерция, огромная масса. Он еще идет в антироссийском направлении. Поэтому зачем Клинтон бросаться на амбразуру? Политического капитала она на этом не наберет, по крайней мере, в ближайшие годы. Тем более, Россия не дает ей повода даже думать о том, что на этом можно набрать политический капитал. Никаких сигналов из России на этот счет не идет. И – я не хочу звучать очень сексистски – есть такое мнение в части американского истеблишмента, что женщина на посту главнокомандующего зачастую гораздо более воинственно настроена, чем мужчина. Наверное, это тоже нужно принимать в расчет, но за это я поручиться не могу».

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах