МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Оппозиция выступит единым фронтом в борьбе за мандаты в Госдуме

Смело, товарищи, в коалицию!

Известные российские оппозиционеры намерены объединиться. Речь идет о совместном участии в выборах: сначала в региональных, а затем и в федеральных в 2016 году. На специальной встрече представители РПР-Парнас Михаил Касьянов, Илья Яшин, их бывший соратник Владимир Рыжков, глава «Демвыбора» Владимир Милов, депутат Дмитрий Гудков и его отец, экс-депутат Геннадий Гудков, лидер «Партии прогресса» Алексей Навальный, экс-министр экономики в правительстве Гайдара Андрей Нечаев и политзэк №1 Михаил Ходорковский обсудили возможные механизмы участия.

Рыжков, Касьянов, Яшин: совместные митинги у оппозиции получаются лучше, чем взаимодействие на выборах. Фото: Геннадий Черкасов

«Идут переговоры на эту тему, состоялась большая встреча», — подтвердил «МК» член федерального политсовета РПР-Парнас Илья Яшин. По его словам, начали обсуждение не с политики, а с убийства Бориса Немцова: решили добиваться поиска заказчиков и установки официального мемориала на месте трагедии. Именно Немцов инициировал процесс переговоров по поводу объединения в ноябре 2014-го.

«Мы пришли к пониманию электоральной стратегии демократической оппозиции, подробно пока не будем говорить», — рассказал Яшин «МК». По его словам, большей ясности стоит ожидать после заседания федерального политсовета РПР-Парнас, которое состоится 17 апреля.

Какие же могут быть механизмы совместного участия? Во-первых, это объединение на платформе конкретной политической партии. В выборах в Госдуму без сбора подписей могут участвовать только партии, у которых есть представители хотя бы в одном законодательном собрании регионов, — такие изменения в закон были внесены 22 февраля прошлого года. Сейчас таких партий 14, в либеральной оппозиции это «Яблоко» и РПР-Парнас. То есть эти партии могут включить в свои списки кандидатов от условной демократической общественности или же выдвинуть их в одномандатных округах. Здесь есть определенные тонкости: скажем, если член «Партии прогресса» захочет избираться по списку РПР-Парнас или «Яблока», то свою партию ему придется формально покинуть.

Объединение на платформе РПР-Парнас — «это один из вариантов, который обсуждался», прокомментировал «МК» Яшин. Прокремлевский фонд ИСЭПИ уже выступал с предложением повысить количество представителей в региональных ЗакСах, необходимое для участия в федеральных выборах без сбора подписей. Поэтому комфортный для оппозиции план может зависеть от того, как РПР-Парнас выступит в регионах, и от того, не поменяет ли Кремль в последний момент правила игры.

А как же «Яблоко»? «Яблочники», возможно, присоединятся к нам позднее», — написал председатель РПР-Парнас Михаил Касьянов в своем блоге в Интернете. Пока же партию на встречу оппозиции не позвали. Председатель «Яблока» Сергей Митрохин рассказал «МК», что партия готова включать согласованных демократических кандидатов в свои списки, если оппозиция примет требования «яблочного» Бюро партии «О создании Коалиции политической альтернативы». Такой сценарий использовался на выборах в Мосгордуму, когда от «Яблока» выдвигались амнистированный по «болотному делу» Николай Кавказский и Варвара Грязнова из незарегистрированной «Партии 5 декабря». Однако «яблочники», в отличие от многих, требуют принятия конкретных идеологических установок. «Здесь есть сложности, например, для некоторых признать ошибочность «Русских маршей», осудить национализм в любой форме, экономическую политику 90-х, — завил «МК» Митрохин. — Не у всех участников встречи однозначная позиция по Крыму и Украине».

Есть и другой вариант совместного участия в федеральных выборах: согласование кандидатов по одномандатным округам. Но здесь снова встает проблема сбора подписей — и тут уже «Яблоко», имеющее право автоматической регистрации кандидатов, бьет конкурентов по всем фронтам.

«Нужно трезво оценить, кандидат от какой политической силы может идти в округе, — объяснил «МК» председатель правления Центра политических технологий Борис Макаренко. — Коалиция возможна только по одномандатным округам». По словам политолога, договариваться нужно не только внутри непарламентской оппозиции, а со всеми партиями. «В округе может быть до 13 оппозиционных кандидатов, если будет больше, то точно победит партия власти, потому что в одномандатных округах они отбирают друг у друга голоса, — пояснил он. — Где-то либералы должны уступить коммунистам, где-то наоборот». Но удастся ли согласовать интересы, когда в игре столько участников?..

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах