«Можно уже с достаточной уверенностью сказать, что по всем ключевым аспектам окончательного урегулирования этой проблемы на уровне министров достигнуты принципиальные договоренности, которые будут, надеюсь, в ближайшие часы или день положены на бумагу, – заявил Лавров журналистам. – Такое поручение было дано экспертам. Договоренность предусматривает всеобъемлющий подход к урегулированию, включая меры верификации исключительно мирного характера ядерной программы по линии МАГАТЭ и развернутые положения о снятии санкций».
Глава российской дипломатии подчеркнул, что успехи в работе «шестерки» и Ирана – это далеко не финал истории с иранским атомом. «Это не конец работы, и нынешний этап будет означать, что мы выполнили взятые на себя еще в ноябре обязательства сформировать политические рамки решения всех ключевых аспектов проблемы, – отметил российский министр. – И затем до конца июня, как мы и условились в ноябре, эксперты будут дорабатывать технические детали, что потребует достаточно серьезных усилий, потому что, как вы знаете, «дьявол в деталях». Такая сложная проблема, как ядерная, требует максимальных внимания и точности».
Встреча, которую планировалось завершить 31 марта, так и не закончилась в срок. К среде, 1 апреля, стало известно, что Лозанну покинули министры иностранных дел Китая, Франции и России, однако дальнейшую работу будут продолжать их представители. Так, вместо Сергея Лаврова остался его заместитель Сергей Рябков. Некоторые представители стран, участвующих в переговорах, также сохраняют оптимизм по поводу соглашения о сокращении работ в рамках иранской ядерной программы и снятия санкций с Тегерана, однако, по их словам, остается несколько спорных моментов.
Глава МИД КНР Ван И заявил, что в переговорах есть «значительный прогресс». «Позиции всех сторон стали ближе друг к другу, в ключевых аспектах переговоров достигнут значительный прогресс», — говорится в заявлении, размещенном на официальном сайте китайского внешнеполитического ведомства. «Мы добились достаточного прогресса в последние дни, – цитирует CNN слова представительницы Госдепартамента США Мари Харф. – Но есть несколько непростых вопросов, которые еще остаются». Пресс-секретарь американского Белого дома Джош Эрнест заявил, что переговоры в Лозанне пока что «идут продуктивно».
Спорные пункты соглашения заключаются в следующем. Во-первых, Иран настаивает на том, чтобы все ограничения на его ядерную активность были сняты сразу после 10 лет. «Шестерка» же уверена, что ограничения должны отменяться поэтапно – в течение 5 лет после этой декады. Во-вторых, Тегеран хочет, чтобы все санкции против него были отменены сразу после достижения договоренностей, однако международные посредники выступают – опять же – за поэтапную отмену, причем, с сохранением ограничений на импорт в Иран ядерных технологий. В-третьих, как отмечает Би-би-си, Вашингтон и европейские страны хотят создать схему, которая бы позволила быстро вернуть отмененные против Ирана санкции в случае, если Тегеран не будет выполнять взятые на себя обязательства по сокращению работ в рамках ядерной программы.
Напомним, что последний этап переговоров, посвященных иранскому атому, начался в понедельник в Лозанне. Цель переговоров – доказать мирный характер иранской ядерной программы в обмен на отмену части введенных против ближневосточной страны санкций. Проект соглашения между шестеркой международных посредников и Тегераном предполагает, что Иран сократит свою ядерную активность в течение десяти лет или более.