МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Из Украины в ДНР: поездка на автобусе по «дороге ужаса»

120 километров между Мариуполем и Донецком преодолевают за пять часов

Нынешние дороги между украинскими городами и ДНР напоминают полосу препятствий. Но людей это не останавливает. Автобусы с сумками, ящиками, женщинами, собаками, детьми и мужчинами вполне призывного возраста снуют в Донецк и обратно. Но каждая поездка — почти триллер.

Фото: AP

Все начинается на автовокзале Мариуполя. Тут нововведение – автобусы время от времени проверяют люди СБУ с собаками, натренированными на поиск взрывчатки. Возле автобуса всегда людно – в путешествие в 120 километров провожают, как раньше на север. Плюс передачи…

«Возьмите пакет в Горловку, там девушка Таня его встретит» - уговаривает какая- то женщина крепкую сосредоточенную блондинку. Блондинку зовут Светлана и ее, похоже, тут знают все. Света - стюардесса на рейсе «Бердянск – Горловка», единственном, что связывает этот многострадальный город с украинской «большой землей». Она задумчиво взвешивает на руке отрытый пакет(это важно – будут проверять по дороге!) и бросает: «50 гривен! Следующий!». Следующая женщина сует бумажный сверточек с крупной надписью «Ира». «Тут что? Деньги? 50 гривен!» - отзывается богиня дороги. Я отдаю ей 70 – за дорогу из Мариуполя в Донецк. Билетов на автобус уже не продают, но всемогущая Светлана берет в автобус и без них. Тем более у меня есть пропуск. Меня не должны высадить на украинских блокпостах.

Я сажусь в самый конец. Рядом мужик из «группы риска» - молодой, чуть за тридцать, крепкий и без документов. Паспорт у него есть и даже вожделенную справку переселенца он уже получил, но вот пропуск нужно получать две недели, а у него нет времени. « Я в Горловке все 8 месяцев отбыл как в аду – мрачно делится он – 11 января выехал. Там сын малой и жена беременная остались. Сумки через Светлану передавать надоело. Нужно вывозить их скорее. Пока снова не началось, да и больница там больше как госпиталь работает, роженицу будущую вести некому. Пятый месяц уже!». Я сочувственно киваю. Со справкой переселенца «туда» пустить еще могут, а вот обратно часто – нет. Мужик упрямо кивает головой: «Знаю. Но вывезу!».

В Волновахе - главная проверка. Рядом с нами за валом сумок спряталось несколько женщин без всяких разрешающих бумаг. У одной справка из больницы – ей якобы надо к врачу в Донецке. Пограничник (а проверяют тут именно бойцы пограничной службы Украины) строго обещает дозвониться доктору. Но у остальных даже таких бумаг с собой нет. А тут еще свежая напасть. Новый боец заходит в автобус с каким- то гаджетом и требует всех поднять телефоны над головой. Рядом с женщиной лет пятидесяти гаджет издает писк и ее с телефоном тут же выводят. «Взяла телефон у сына. Вроде ничего там быть не может!» - слышится, пока ее выводят…Сорок минут нервотрепки рядом с памятным крестом на месте гибели людей при обстреле блокпоста, и автобус движется дальше – в полном составе.

Люди молча глядят на противотанковые рвы с бетонными ограждениями поперек полей, доты, дзоты. Доезжаем до позиций украинской армии у Новотроицкого – здесь уже линия фронта, тут уже не проверяют. Светлана ходит по салону, собирает деньги – оказывается люди без пропусков платили только полцены. Вдруг не пропустят!

Следующая остановка перед Еленовкой. Тут уже территория ДНР. Парень с автоматом проходит по салону, формально проглядывая паспорта мужчин. Смотрит прописку и место рождения. Еще одна проверка сразу за Еленовкой. Обычно выводят из автобуса всех мужчин «до 60» и женщин «младше 35», но сегодня холодно, ветер, и военные норовят погреться внутри.

Все облегченно вздыхают. До Донецка все ближе, но, не доезжая километров 10, упираемся в вооруженных людей возле поселка Доля. Здесь мы застряли надолго. Пока в автобусе нет водителя и стюардессы, раздается одиночный выстрел, и пятерка бойцов с автоматами, прикрывая друг друга, как в кино про спецназ, начинают углубляться в «зеленку» вдоль водоема. Полсотни пассажиров как завороженные смотрят на эту картину через грязные стекла. Приходят мрачные водитель со Светланой и автобус резко разворачиваясь рядом с перегородившим дорогу автоматчиком и …едет обратно в сторону Мариуполя. В автобусе абсолютная тишина, больше всего пугает то, что никто не задает вопросов. Возвращаемся в Еленовку и ныряем куда-то через улицы в проселочные дороги. В салоне плещется ужас – половина людей из Горловки, там на прошлой неделе под Майорском подорвался на противотанковой мине такой же автобус, объезжавший по проселочным дорогам украинский блокпост. Мы продираемся через деревья, ветки бьют по окнам, едва не тонем в грязи. В автобусе – только шепот: «Куда едем?!». Рядом тихо молится мой горловский сосед. После часа блужданий мы все же выруливаем на Запорожскую трассу, а потом через еще одну проверку на блокпосту попадаем в Донецк.

«Мы пока договора с ДНР на поездки не имеем! Вот нас и не пустили на Доле» - мимоходом сообщает Светлана уже на Южном автовокзале. Ей не до разговоров – нужно раздать посылки, принять новых пассажиров и до темна добраться до Горловки. 120 километров от Мариуполя до Донецка мы ехали пять часов…

Я выхожу в Донецк. Он такой же, что и две недели назад. Мало машин, немного людей, воскресенье. В магазинах есть еда, но по-прежнему проблемы с ассортиментом. Бросаются в глаза появившиеся товары российского производства – соки с Кубани, «Российское шампанское», консервы. Кое-где на магазинах объявления « Принимаются российские рубли. По курсу 10 рублей за 5 гривен». Для сравнения в Мариуполе за 10 российских рублей в банках дают 4 гривны.

И еще на улицах стало явно меньше военных….

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах