У кого то стреляет что- то громкое за околицей, кто-то интернета начитался, а кто-то сходил на рынок и разговоров наслушался. В Мариуполе теперь, например, новый тренд - «донецкие» скупают мясо. Оно возле моря, несмотря на разницу всего в 100 километров, ровно в два раза дешевле. Так что если брать на целый дом, дорога окупается. Приезжают, покупают, ну и заодно рассказывают что-то типа: « К 9 мая будет у вас как у нас!».
Обе стороны явно готовятся к бою. А население ловит новости о новых оборонительных сооружениях (лишь бы подальше от дома!), о новых ротациях и с надеждой – о новых наблюдателях ОБСЕ. Ими недовольны по обе линии фронта, но других то нет! Этих тоже ротируют и все время увеличивают штаты миссии. При этом наблюдателям запрещают что-либо комментировать. На всю Украину есть два пресс-секретаря и один официальный сайт.
Поэтому такой ажиотаж в Мариуполе вызвал приезд «говорящего ОБСЕ-ешника»! Если бы я увидел этого смешного пожилого дядю в дорогом пальто где- нибудь в Стамбуле или Брюсселе год назад, прошел бы мимо. Нынче все не так. Встречали главу Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ в Украине Посла Эртуруль Апакана с почестями. С ним был еще пресс-секретарь и глава офиса в Мариуполе Джемс Пауэл.
Офис в Мариуполе не маленький – 75 человек. Это при общем количестве миссии в 350 наблюдателей. Что делают? Ездят, смотрят, выражают обеспокоенность…
Что рассказал господин посол? Что на Украине более 1000 000 внутренних переселенцев из двух восточных областей и около 600 000 беженцев, покинувших пределы страны. Что ОБСЕ очень обеспокоено и собирается увеличить миссию, добавить специальные технические средства и подтянуть технических экспертов. В Мариуполе главу миссии возили в Широкино. Ну как в Широкино? Дальше Сопино не доехали – там на пригорке отличный вид на панораму побережья и именно там располагается постоянный наблюдательный пункт ОБСЕ. К приезду высоких гостей война как то сама собой прекратилась – день никто не стрелял.
Эртуруль Апакан много говорил о своей встрече с мэром и даже сказал слова об обстреле Восточного: «Безрассудное, беспорядочное и позорное нападение на мирных жителей!». Не сказал только чье и откуда.
В остальном – все та же обеспокоенность. По поводу продолжающихся нарушений режима перемирия под Широкино и под Донецком, отвода тяжелого вооружения, места новой дислокации которого не всегда можно отследить и определить. Призывы к обеим сторонам не препятствовать работе миссии, не досматривать машины, пропускать их как можно дальше. Все обращения - подчеркнуто «к обеим сторонам», без фактов и обвинений.
Вся эта война – искусство возможного. ОБСЕ наблюдает там, где ее пускают и в дни, когда ее наблюдателей согласны принять на позициях. Бои идут, но без применения «Градов» и тяжелой артиллерии, что сразу резко уменьшило средние потери. Это примиряет военных с неспособностью наблюдателей отследить все или хотя бы часть этого «всего». Всем нужно время.
А пока та же украинская армия резко взялась на наведение дисциплины. В отделениях «Новой почты» появились объявления о том, что посылки от военных проходят дополнительную проверку, бытовая техника должна пересылаться только в новой упаковке с предъявлением чека о покупке. Донецкая облгосадминистрация объявила о запрете движения гусеничной техники в городской черте. В кафе Дружковки и Красноармейска появились объявления о запрете продажи алкоголя людям в военной форме. В Мариуполе же запрет на продажу алкоголя после 20-00 действует для всех уже который месяц.
И еще все в наших краях впервые с беспокойством смотрят на деревья. Войну военные ждут с появлением «зеленки». А ее пока нет. И слава Богу!