Отвечать на них в свой округ на днях приезжал бывший губернатор Донецкой области, а нынче народный депутат Верховной Рады Сергей Тарута. Человек он по прежнему очень информированный и влиятельный на востоке Украины. Корреспондент «МК» тоже задал ему вопросы…
- Что Вы думаете о пропускной системе на Донбассе?
-Нужно максимально упрощать многие процедуры, пропускную систему, в первую очередь. Она ничего кроме коррупции и недовольства людей не принесла. Я думаю, что значимого уменьшения потока террористов с тех территорий не произошло. За деньги можно проехать – все это знают. Там нужны системные решения, а не такие, процедура которых вводится задним числом, и население к ним не готово. Нужно проанализировать зону риска и понять, что дети, бабушки и дедушки под категорию диверсантов не попадают.
Реально ситуацию руководители нашей страны не знают и до конца ее не понимают. Тут не все средства хороши.
- У меня лично полное впечатление, что система экономической блокады Донецка вводилась последовательно, продумано и поэтапно…
- У меня своя точка зрения на эти процессы. Я считаю, что все, что работает по украинскому законодательству, должно работать. И население там должно понимать, что если предприятие работает по законам Украины, оно может работать и выплачивать заработную плату. И люди могут как-то прожить. А все остальные – не могут. И таким образом мы сохраним связь Украины и Донбасса, а сейчас мы эти связи только разрываем. И порождаем новые агрессивные настроения среди населения. . Мы не обеспечиваем их пенсиями и социальными выплатами, мы перекрываем возможность завоза туда продовольствия, лекарств и всего необходимого для жизни. Как они могут при этом нас любить? Если бы мы с вами оказались там, то вели себя точно так же.
- Что будет с Мариуполем? Люди слышат стрельбу под Широкино, видят строительство новых оборонительных рубежей на берегу моря, волнуются…
- Мы встречались сегодня с КСН(Комитеты самоорганизации населения) и реакцию выслушали. Несомненно, нет должного контакта КСН с городской властью, а власти с военными. Но я могу рассказать о ситуации. Те оборонительные сооружения, что мы делали вокруг города, раньше часто делались в спешке и не всегда соответствовали современным требованиям. Сейчас же все делается основательно, привлечены военные инженеры, которые подготовили проекты обороны и новых укреплений, которые позволят отражать провокации , как с востока так и с юга. С юга – потому что нельзя исключать попытки высадки десанта с моря. Поэтому все южное побережье будет защищено. Важно правильно выбрать места для укреплений, согласовать их с населением, чтобы капониры не рыли на лучших пляжах. Нужно научиться жить с армией, вести диалог и слышать друг друга.
- Верховная рада как то участвует в переговорах вокруг минских договоренностей?
- У нас все происходит достаточно странно: Верховная Рада вообще и депутаты из Донбасса в частности в этих переговорах не участвуют. Там всем руководит Администрация президента. Но у меня есть четкое понимание, что минские переговоры как с цифрой «1», так и с цифрой «2» не сработают. Нет конкретно прописанной карты действий, нет прописанной ответственности сторон за невыполнение обязательств. Без этого все это - разброд.
- И сколько все это будет тянуться?
- Это зависит от того насколько мы будем сильными, чтобы держать линию обороны. В том, что наши противники будут пытаться воевать дальше, у меня никаких сомнений нет. Просто сейчас после Дебальцево они сильно обескровлены – людей пока мало. Они туда все силы стягивали, даже полицию свою туда отправляли.
Наш успех в простых действиях – в подготовке армии, в обучении силовых подразделений, их экипировке, вооружении. Разделили сектора, готовим оборонительные сооружения, проводим модернизацию боевой техники, укрепляем командование. Делаем все, чтобы нам ничего не угрожало.