Дословно Порошенко сказал следующее: «Отдельное внимание мы уделили событиям в Республике Молдова, в частности, в Приднестровском регионе, и договорились о координации наших действий по Приднестровью для того, чтобы способствовать размораживанию этого конфликта и помочь суверенной и независимой Молдове восстановить свою территориальную целостность и реинтегрировать Приднестровский регион". Эти слова прозвучали на совместной пресс-конференции президентов двух стран после их переговоров в Киеве.
Как следует понимать слова Порошенко? Термин «размораживание» в отношении замороженного вооруженного конфликта у политологов разных стран имеет вполне определенное значение. Он означает перевод конфликта из холодного состояния в горячее, то есть войну. Порошенко не может не знать, что в настоящее время мир в Приднестровье поддерживают миротворческие силы. В их составе - 402 российских военнослужащих, 492 приднестровских, 355 молдавских и 10 военных наблюдателей от Украины. 15 стационарных постов и КПП размещены в зоне безопасности между Молдовой и Приднестровьем. Благодаря миротворцам с момента окончания войны в 1992 году в регионе поддерживается мир. Украина, наряду с Россией и ОБСЕ, являются посредниками в урегулировании приднестровского конфликта.
Развязать войну в регионе можно только одним путем: нападением на российских миротворцев. По этому пути в свое время пошел Саакашвили, и все хорошо помнят, чем это для него закончилось. Нападение на военнослужащих какой-либо страны равносильно нападению на саму страну и вполне легитимный предлог для военного ответа. Напомним, что США в 1986 году бомбили Ливию всего лишь после организованного ливийскими спецслужбами теракта на дискотеке в Западном Берлине, которую посещали американские военные. Вряд ли после нападения на российских военных в Приднестровье кто-то усомнится в праве ВВС РФ вмешаться в ситуацию.
Отдает ли себе в этом отчет Порошенко? Здесь возможны варианты. Первый: да, отдает, и тогда перед нами опасный авантюрист, готовый ввергнуть свою страну в заведомо проигрышную войну на два фронта. Второй: всерьез воевать Порошенко не хочет, а говорит все это, просто чтобы доставить Кремлю несколько неприятных минут, а то там слишком увлеклись празднованием годовщины воссоединения Крыма. Третий: Порошенко не вполне понимает смысла произносимых им слов.
Последнее, на мой взгляд, наиболее вероятно. Возможно, Порошенко искренне полагает, что «разморозить конфликт» - это значит его «урегулировать». По мне, так это самый плохой вариант из трех, так как он свидетельствует о неполной адекватности главы Украины. Странности за ним замечались и раньше: в Австралии он поклонился почетному караулу, смеялся на панихиде по Небесной сотне. Остается лишь надеяться, что советники Порошенко уж как-нибудь убедят его в ближайшее время не размораживать ничего, кроме холодильника. Иначе беда.