В понедельник на сайте Верховной рады появился текст проекта постановления об определении отдельных границ тех районов Донецкой и Луганской областей, где будет действовать особый порядок местного самоуправления. При этом сам порядок определяется принятым осенью Законом об особом статусе Донбасса, который был принят в прошлом году, но так и не вступил в силу. В проекте постановления говорится, что оно предназначено для реализации всех Минских соглашений, достигнутых с 5 сентября по 12 февраля, закрепленных в том числе резолюцией Совбеза ООН.
Как сказано в пояснительной записке, граница особых районов будет закреплена в соответствии с линией соприкосновения, зафиксированной 19 сентября прошлого года. «В приложении к проекту постановления Верховной рады Украины предоставляется определенная Генеральным штабом ВСУ линия с привязкой к местности, разработанная на основании приложения к Минскому меморандуму от 19 сентября 2014 года», — говорится в документе. Но проблема в том, что никакого приложения, по крайней мере в публичном доступе, не было и нет. Именно поэтому Закон об особом статусе Донбасса не смог вступить в силу полгода назад, а если учесть, что с 19 сентября ополченцы успели захватить Дебальцево, то будущее перемирия вовсе выглядит сомнительным.
Предчувствуя грядущие проблемы, глава ДНР Александр Захарченко заявил: «Любой законопроект, документ, поданный президентом Украины в Раду относительно ситуации в Донбассе, должен быть согласован с ДНР и ЛНР. Если нет согласованного документа, где стоят наши с Плотницким подписи, то это считается нарушением Минских договоренностей».
Впрочем, даже если ДНР, ЛНР и Киев смогут в рабочем порядке договориться о делимитации территории, ополченцев будет ждать еще один сюрприз. В 4-м пункте «Комплекса мер по выполнению Минских соглашений» сказано, что сразу после отвода тяжелого вооружения нужно начать диалог о «модальностях проведения местных выборов в соответствии с украинским законодательством и Законом Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей», а также о будущем режиме этих районов на основании указанного закона». Но Порошенко и тут решил действовать самостоятельно — 16 марта он внес на рассмотрение Верховной рады поправку в 10-ю статью Закона об особом статусе Донбасса: «Статьи 2–9 настоящего Закона действуют со дня обретения полномочий органами местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей, избранными на внеочередных выборах, проведенных в соответствии с Конституцией Украины», — говорится в проекте документа. При этом в Минских соглашениях сказано, что местные выборы в отдельных районах Донбасса могут пройти только после конституционной реформы.
В связи с этим полпред ЛНР в Минске Владислав Дейнего заявил, что в таком случае Закон об особом статусе Донбасса никогда не начнет действовать. А его коллега из ДНР Денис Пушилин рассказал, что уже начал работать над дополнениями и изменениями в украинский закон, так как в нем масса несостыковок с Минскими соглашениями.
Как известно, установление режима прекращения огня и отвод тяжелого вооружения были лишь необходимыми условиями для начала политической реформы на Украине. Так как ее начало не согласовывается с жителями Донецка и Луганска, на горизонте вновь появляется угроза возобновления боевых действий. И тут очень кстати пришлось обращение Порошенко к ООН и ЕС о приглашении миротворцев, которое он внес в Верховную раду все в тот же понедельник. По мнению украинского лидера, это поможет эффективно выполнить Минские соглашения — вопрос только, с чьей точки зрения.
В свою очередь, Россия, обладающая правом вето в ООН, не стала смотреть на происходящее сквозь пальцы: «Если обе стороны конфликта будут заинтересованы во введении миротворцев, то Москва готова принять участие в рассмотрении этого вопроса», — заявил глава МИД России Сергей Лавров. При этом министр отметил, что постоянные разговоры о введении иностранного контингента на Донбасс только отвлекают от выполнения процесса выполнения Минских соглашений.