Военный кабинет – это прообраз «Ставки Верховного Главнокомандующего», которую Порошенко правомочен учредить после введения в стране военного положения.
На его введении настаивают парламентские фракции Радикальной партии и «Батькивщины», а также частично представленная в Раде националистическая «Свобода». Мотив фракций-аутсайдеров понятен. Осенью пройдут выборы в местные советы. А как известно, именно в регионах (а не в Киеве) вершится судьба Украины. «Свободовцы» устами ее лидера Олега Тягнибока не устают повторять: если до октября не покончат с «донбасским сепаратизмом», выборы с разгромным счетом выиграет Оппозиционный блок ( бывшая Партия регионов). По данным Тягнибока, уже сейчас рейтинг сторонников ОБ в Северном Причерноморье просто-таки зашкаливает.
Неприятные неожиданности для Киева возможны еще до старта агитационной кампании в традиционно русскоязычных регионах Украины. На днях Петр Порошенко заявил: «Враг пытается открыть второй фронт». Киевские власти делают вид, что опасаются: проект «Новороссия» может перекинуться в Харьковскую область. Запорожье, Одессу... Потому-то и решено форсировать перевооружение украинской армии, Нацгвардии и добровольческих батальонов. По словам пресс-секретаря МО Украины Виктории Кушнир, в текущем году Министерство обороны Украины направит на развитие вооружений 14 миллиардов гривен. Это составляет почти треть оборонного бюджета. В 2014 году на нужды обороны выделили всего 3,9 млрд. грн.
"Необходимость увеличения расходов связана с текущей военно-политической ситуацией вокруг Украины и неудовлетворительным состоянием отдельных образцов вооружений и военной техники ВСУ, которой уже более 30 лет", - пояснила г-жа Кушнир. Кроме того, по словам представителя Минобороны, ведомство инициировало внесение изменений в закон Украины о государственном оборонном заказе по поводу упрощения порядка заказа и сокращения сроков его формирования.
Во вторник же секретариат парламента Украины зарегистрировал президентский законопроект №2346 о допуске подразделений вооруженных сил других государств на территорию Украины в 2015 году. Речь идет о совместных военных учениях на территории страны, Напомним, в этом году запланированы украинско-американские штабные учения "Си-бриз 2015" (продолжительность - 25 суток) - в акватории Черного моря, на полигонах ВСУ, военных аэродромах и морских портах Одесской, Николаевской и Херсонской областях. В них примут участие до 2,5 тыс. военнослужащих.
Во Львовской области пройдут учения "Rapid trident" . В них примут участие до 2 тыс. военнослужащих. Запланированы и украинско-польские учения авиационных подразделений "Безопасное небо 2015", в которых примут участие до 350 военнослужащих. Кроме того, президент Порошенко сообщил, что намерен внести в парламент проект закона о приглашении на Украину миротворцев. Правда, чьих — пока не пояснил.
«МК» выяснил у экспертов, почему Петр Порошенко продолжает настаивать на вводе миротворцев, хотя эту идею не поддержали даже в Евросоюзе:
Михаил Погребинский, директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии:
- Большая часть украинской политики находится не в реальном пространстве, а в пространстве пиара. Исходя из этого, тема иностранного контингента на Донбассе выгодна для Порошенко. Ее обсуждение позиционирует президента Украины как миротворца и в то же время поднимает вопрос о контроле украинско-российской границы в районе ДНР и ЛНР. Но Минские соглашения предусматривают передачу границы под контроль Украины только на самом последнем этапе мирного урегулирования конфликта. Перед этим должна состояться конституционная реформа, местные выборы и так далее. Порошенко не хочет всего этого, хотя и не признается.
Константин Затулин, директор Института стран СНГ:
- Во-первых, таким образом Порошенко может продолжать пиариться в духе своих прошлогодних заявлений о том, что он президент мира, а не войны. В пропагандистском плане такие заявления компенсируют гораздо более серьезные усилия Киева, направленные на получение оружия. Так как МВФ не может выдать Украине кредит на ведение войны, Порошенко прикрывается мирными инициативами.
Во-вторых, его заявления могут быть нацелены на поиск слабого места в позициях Запада по вопросу иностранного контингента на Украине. Учитывая позицию Вашингтона, Киев надеется каким-то образом выдать за миротворцев тех иностранных специалистов, которые уже прибыли в страну. В перспективе это идея является тупиковой, так как подобный статус они получат только после согласования с ополченцами, а они, судя по всему, не собираются этого делать.