Для «тренировок» в Черное море отрядили достаточно мощную эскадру - американский крейсер «Виксбург», четыре фрегата — турецкий «Тургут-реис», итальянский «Ализео», канадский «Фредериктон» и румынский «Регина Мария». В качестве судна обеспечения к ним прикреплен немецкий танкер «Шпессарт». «Учения, предполагают подготовку к различным миссиям НАТО, - пояснил присутствие кораблей адмирал Уильямсон. - Мы здесь по приглашению турецкого, болгарского и румынского правительства и мы намерены улучшить оперативное взаимодействие наших флотов».
Вместе с тем в этих учениях есть некая подоплека, ведь как правило, боевые корабли заходят в Черное море с разведывательными целями, чтобы потревожить и проверить боеготовность сил Черноморской группировки.
- Безусловно, эти учения, являются давлением на РФ, и как у всякого давления, у него есть пределы, - убежден эксперт «МК» директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов. - Российская группировка в Черном море сейчас настолько сильна, что может ответить на все попытки ее спровоцировать. В случае непредвиденного развития событий шансы у кораблей НАТО вернуться в порты базирования — минимальны.
К слову, имеющаяся сейчас в Крыму группировка позволяет без усиления с материка вести весь спектр боевых действий, а наличие береговых ракетных комплексов, позволяет вести разведку и поражать надводные цели на глубину практически до Босфора. НАТО это понимает, поэтому явно «на рожон» лезть не будет. Вместе с тем попытки проверить систему обороны, вскрыть ее слабые места обязательно будут. Конечно, российские военные в долгу не останутся и так же будут «на практике» изучать боевые возможности кораблей НАТО. Кому такие «совместные тренировки» принесут больше пользы - вопрос открытый. Здесь можно вспомнить историю, когда в прошлом году американский эсминец «Дональд Кук», оснащенный системой ПРО «Иджис» и крылатыми ракетами «Томагавк», войдя в акваторию Черного моря, был «ослеплен» российским бомбардировщиком Су-24. Тогда российский самолет с помощью систем радиоэлектронной борьбы сумел вырубить приборы слежения у эсминца, после чего несколько раз сымитировал «заход на атаку».
В целом заход кораблей в Черное море регламентируется Конвенцией Монтре о статусе черноморских проливов. Для военных кораблей нечерноморских держав введены существенные ограничения по классу и тоннажу. Общий тоннаж военных судов нечерноморских государств в Чёрном море не должен превышать 30 тыс. т (с возможностью повышения этого максимума до 45 тыс. тонн в случае увеличения военно-морских сил черноморских стран) со сроком пребывания не больше 21 суток.