Пройти к акции можно будет от метро «Братиславская» или «Марьино». На пересечении улиц Новомарьинской и Белореченской установят рамки металлодетекторов. Запуск людей — с 13.30 до 14.30, после — начало движения. На входе будут стоять туалеты — их организаторы «арендуют за свой счет». На всякий случай по ходу движения будут дежурить медики и кареты «скорой помощи».
Кончится шествие на Люблинской улице. Детали обеспечения безопасности организаторы в четверг обсуждали в мэрии с представителями всех городских служб — ГИБДД, Дептрансом, Мосгортрансом, МЧС, полицией, в пятницу члены оргкомитета вместе с чиновниками даже выезжали на «рекогносцировку» в Марьино.
«Мы остались не удовлетворены действиями полиции и Департамента региональной безопасности. Они наугад запрещали участникам проносить те или иные плакаты. Например транспарант «Нет войне». Говорили: «А у нас нет войны» — и не пускали, — рассказал «МК» член оргкомитета марша Сергей Давидис. — Были претензии к пропуску провокаторов вопреки требованиям организаторов. Нам обещали, что в этот раз внимательнее отнесутся к проходу и постараются избежать неуютных ситуаций».
Агитировать не стыдно
Уличная агитация началась 15 февраля с «ивента» в офисе «Фонда борьбы с коррупцией». Новоприбывших волонтеров — около 50 человек, преимущественно молодых людей от 25 до 30 лет — в тонкости агитирования посвящал лично Навальный. «Вы — те самые 2–3%, из-за которых происходят перемены, — внушал он. — Нужно давить на чувство стыда. Человек идет по улице, видит — кто-то листовки раздает. Думает: «Вот, люди стоят на холоде, мерзнут. Есть поддержка у «Весны». Наши требования разделяют все: нет людей, выступающих против демократии, сменяемости власти и отсутствия цензуры». Именно в этот день Навального и задержали на станции метро «Краснопресненская» якобы за незаконную агитацию.
Фирменная фишка Навального, придуманная еще в ходе процесса по делу «Кировлеса», — агитационные кубы. Однако в этот раз с ними вышел прокол. «В бумаге из префектуры указано: «Запрещены металлические конструкции, палатки, столы и другие атрибуты», объяснил заявитель пикета Евгений Замятин (не родственник известного писателя). — Мы поставили пластиковый куб, чтобы потянуть время. Потом полиция ответила нам другой формулировкой — мол, наш куб попадает под «другие атрибуты». Пришлось кубы урезать до одной грани — фактически плаката, который активисты держали в руках.
Зато глава московского отделения «Партии прогресса» Николай Ляскин выдумал новую фишку: воздушные шарики. Естественно, их сразу же окрестили «шарами Ляскина». Оные являют собой сферы зеленого цвета где-то полметра в диаметре, наполненные гелием, с логотипом «Весна».
За две недели агитации было напечатано 920 тысяч листовок размера A5. 600 тысяч из них распространили по почтовым ящикам на юге Москвы через платных подрядчиков (55 копеек за листовку), остальные перепоручили волонтерам. Кроме того, изготовили 20 тысяч наклеек, семь с половиной тысяч подъездных афиш и прочая. Ближе ко дню шествия оргкомитет заказал флажки, ленточки, баннеры и другую агитку: использовать на самом марше.
А за пару дней до марша организаторы озаботились сочинением «кричалок» для участников. По традиции к творчеству привлекли пользователей Интернета, предложив им сочинить стишки с лозунгом «Весна идет — весне дорогу!». Кричалки вышли самые разные — от политического «Мы жуликов накажем строго» до нейтрально-хипстерского «Я практикую тантра-йогу» и даже критического «Здесь обострение, ей-богу!».
Самое большое впечатление произвела размещенная на странице Навального в соцсети «кричалка» «Медведев ходит в синагогу» - но через два часа ее удалили.
Онлайн
Онлайн-агитацию вели в Фейсбуке, Твиттере, используя гугл-рекламу и ютуб. Общее число рекламных показов превысило 15 миллионов. 24 февраля в блоге Навального анонсировали «новый агитподход» — «сообщества»: «Мамы должны оповещать мам, шахматисты — шахматистов, зоозащитники — зоозащитников, а догхантеры — догхантеров».
Видеоагитацией занималась «Открытая Россия» (председатель — Михаил Ходорковский). Итогом работы стали три видеоролика, суммарно собравшие порядка 30 тысяч просмотров на ютубе (по состоянию на день 26 февраля). Засветились в мини-кино преимущественно деятели изящных искусств: театральные режиссеры Кама Гинкас и Юрий Муравицкий, поэт Лев Рубинштейн, лидер «Несчастного случая» Алексей Кортнев, артист Игорь Ясулович. Всего участвовали десять человек: по трое на каждый ролик (участницы Pussy Riot Мария Алехина и Надежда Толоконникова снимались вместе).
Сколько стоят марш и лозунг
Фишкой марша станет почти полное отсутствие «политических» колонн. В авангарде двинутся люди с общеполитическими требованиями, под флагами России. За ними — колонны «по интересам»: медики или «жители района Речной вокзал», к примеру. Совсем в тыл уберут политпартии. В марше отказались участвовать прохоровская «Гражданская платформа» и «Яблоко». Относительно радикальные оппозиционные объединения — «Левый фронт», «Национал-большевистская платформа» — заявили о желании идти колонной. Националистические движения оставили выбор за самими активистами. Лидер «Русских» Дмитрий Демушкин отметил, что «уже 5 лет подряд первого марта мы празднуем День героев». «То, что Навальный назначил акцию на этот день, обо многом говорит. Я буду участвовать в памятном турнире по контактному бою. Остальные наши соратники вольны сами выбирать, идти или нет», — заявил националист.
По данным всероссийского опроса Института приоритетных региональных проектов, презентованного в «МК» 26 февраля, 29% россиян требования марша «Весна» поддерживают, хотя Навальный как лидер марша большинство не очень-то устраивает. Так что в итоге арест лидера может оказаться организаторам даже на руку: Алексей мог бы стать «аллергеном» для части аудитории.
Безопасность на марше курирует «Солидарность». Член федерального политсовета движения Надежда Митюшкина сообщила, что на мероприятие масштаба «Весны» требуется около сотни волонтеров-охранников. Набирают их так: порядка 50–60 человек — давние сторонники; остальные «набегают» за счет призывов в соцсетях. Никакими полномочиями «безопасники» не обладают, но могут позвать полицию или вербально успокоить разнервничавшихся. По информации источника, близкого «Солидарности», «новеньких» охранников проверяют на идеологическую стойкость: смотрят аккаунты в соцсетях и отбраковывают людей со свежесозданными страничками и тех, кто одобряет прокремлевские движения.
Общий бюджет акции составил немногим более двух миллионов рублей. Это, как говорят организаторы, исключительно частные пожертвования, собранные через яндекс-кошелек и пейпал.