— Виктор Федорович, расскажите, почему вы решили стать военным?
— Я сын военного. Мой отец закончил службу майором, участник Великой Отечественной войны. После войны он занимался уничтожением бандформирований на Западной Украине. Я другой жизни не видел. С 14 лет работал на асфальтном и бетонном заводе. А поступил в училище в 1953 году. Мои дети, два сына, тоже военные, полковники. Старший уже уволен. Младший пока нет. Я горжусь сыновьями.
— Сколько ветеранов ВС РФ входит в состав вашей организации?
— В составе нашей организации 73 региональных отделения. Всего насчитывается полтора миллиона человек.
— А сколько у нас осталось ветеранов Великой Отечественной?
— По данным Пенсионного фонда — 108 тысяч. Но это из тех, что, как говорится, ходил в атаку. Но надо понимать, что по закону ветеранами ВОВ считаются и те, кто был во фронтовой полосе. Они там работали, принимали участие в уничтожении банд, охране объектов. Ветеранами считаются и рабочие, работавшие на военных оборонных заводах. И вот всего их порядка 4,5 миллиона.
— Дело хлопотное — помощь ветеранам. На какие средства существует ваша организация? Кто-то оказывает ей помощь?
— Да, дело хлопотное. Наша ветеранская организация — общественная. Мы приравнены к некоммерческим организациям, и по уставу у нас нет возможности зарабатывать. Согласно законодательству нам может оказываться финансовая поддержка за счет благотворительных фондов. Она нам оказывается. Мы не жируем, но у нас есть то, что необходимо: документация, кабинеты. На спонсорские взносы мы помогаем ветеранам. На грант от фонда, который существует при президенте, мы закупили ветеранам медприборы, оказали им денежную помощь. Мы же сами в своей организации не получаем зарплаты, мы довольствуемся пенсией, которую получаем.
— Кстати, о пенсиях. Многие ветераны задают вопрос — офицерам в отставке присваиваются очередные воинские звания, а надбавки по званию не выплачивают.
— Каждый ветеран, увольняясь из Вооруженных сил, должен понимать, что пенсия ему определяется не по званию, а по сроку службы и его должностному окладу во время службы. Надбавки за звание никогда не было и не будет. Надбавки идут за счет индексации. У нас два раза в год происходит повышение пенсии для военных, как и для гражданских.
— Как ваша организация взаимодействует с Минобороны?
— Мы стремимся, чтобы ветеранская организация ВС РФ была надежной опорой министра обороны. У нас в организации опытные, подготовленные, знающие свое дело люди, которые способны помочь молодым офицерам освоить свою должность. Во время всех последних крупнейших учений наши ветераны принимали участие в подготовке этих маневров. Порядка 2 тысяч ветеранов оказывали практическую помощь в становлении молодых командиров, чтобы они успешно выполнили поставленные перед ними задачи.
— Как вы работаете с молодежью? Что нужно для воспитания патриотов?
— В энциклопедии можно найти определение, что патриотизм — это любовь к Родине, своей земле, семье, роду. Чтобы воспитать эти чувства, надо молодым людям честно говорить, что их ждет в жизни, почему они должны быть защитниками страны. Потому что патриотом не становятся с пеленок, патриотизм воспитывается. Патриотизм воспитывается в семье, школе, в том учреждении, где ты работаешь, в той части, где ты служишь, где тебе прививают любовь к Родине. Это чувство прививается не сразу. Патриотизм — это уважение к той семье, где ты растешь, уважение к тому обществу, в котором ты находишься, уважение к традициям и истории своей страны.
В наших региональных организациях при проведении мероприятий, связанных с традициями нашего воинства, Российской армии, пропагандируется роль и место вооруженных сил в самом государстве: воспитываем, рассказываем о реальных случаях проявления героизма. У нас в каждой организации есть лекторские группы, которые встречаются со школьниками и студентами.
— Как вы считаете, наступит ли когда-нибудь мир на Украине?
— Неизвестно, когда на Украине наступит мир. Люди на Донбассе не простят ни смерти своих близких, ни разрушенных домов. Они хотят жить по-своему, говорить на русском языке, а президент Украины говорит: только украинский, только унитарное государство. Но я думаю, что Украина проснется, они ведь уже понимают, что не туда пошли. Думаю, вскоре мы увидим другую Украину. И главное, надо сохранять жизнь человека — это самое дорогое!
— Какой подарок приятнее всего, на ваш взгляд, получить молодому человеку на 23 февраля?
— Я считаю, что самый лучший подарок — это поцелуй любимой. А все материальное, оно... Хотя неплохо, если бы любимая подарила молодому человеку макет танка и сказала: я тебя люблю и хочу с тобой прокатиться на твоем танке, когда ты пойдешь служить по контракту. А для меня самый хороший подарок — это военно-патриотическая книга. Мне как-то подарили «Историю государства Российского». Уже пятый раз перечитываю.