Азарова можно понять. Человек обижен в своих лучших чувствах. Он ведь искренне стремился к партнерским отношениям с Западом. Он старался быть честным с «цивилизованными» политиками Европы и США, и что в итоге? Майдан и изгнание. Свои записки украинский экс-премьер вполне мог бы озаглавить «Утраченные иллюзии». Звон этих разбитых иллюзий слышен буквально на каждой странице. А еще просто физически ощущается растерянность в сущности неплохого, по-советски наивного человека перед открывшейся перед ним бездной невиданной подлости и цинизма. Про своих западных «партнеров» и майданных оппонентов Азаров понял все, и от этого понимания ему «страшно»: «Это не просто двойные стандарты, а вообще полное отсутствие общечеловеческих норм морали…»
За неполные 4 года правительству Азарова удалось не только остановить сползание экономики страны в пропасть (в 2009 году падение ВВП составило 14,8%), но и добиться определенных успехов. ВВП Украины вырос на 10% (при Яценюке ВВП упал на 12%), инфляция и рост цен были на уровне 0,5% (теперь же рост этих показателей составил 25 и 70 процентов соответственно). Реальные объемы промышленного производства с 2010 по 2013 год выросли на 13,9% и составили в 2013 году 91,6% от уровня 1990 года. Были подписаны Харьковские соглашения, по которым Украина получила 30%-ную скидку на газ. Азаров 16 раз ежеквартально повышал пенсии и зарплаты госслужащим. При нем было построено 11 тысяч детских садов, сотни других объектов, включая уникальный аэропорт в Донецке, ныне полностью разрушенный. В 2014 году Украина должна была получить инвестиции из России и Китая на рекордную сумму в 43 миллиарда долларов. В бюджете 2014 года закладывался 8% рост ВВП. «Мы приняли принципиальное решение отказаться от кредитов МВФ, и не было абсолютно никакой необходимости повышать тарифы для населения», — утверждает бывший премьер. По его словам, в 2014 году Украину ждал мощный социальный подъем.
Не сложилось. Победил Майдан. Вместо европейского счастья пришла суровая реальность. Тарифы на услуги ЖКХ за год выросли втрое. Например, житель Киева сегодня платит 9,22 гривны за квадратный метр площади квартиры вместо 2,91 «при банде» (так называли евромайдановцы команду Януковича). За отопление трехкомнатной квартиры площадью 70 м² теперь придется заплатить сумму, составляющую 45% от среднестатистической украинской пенсии. В 2013 году средняя зарплата была почти 500 долларов, пенсия около 200. В 2014-м зарплата упала до 200, пенсия — ниже 70 долларов. Что касается коррупции «банды»: Арсений Яценюк в свое время обвинял Азарова, что тот купил колеса для своего служебного «Мерседеса» по 26 тысяч гривен за штуку. Сам Яценюк, став премьером, для того же автомобиля приобрел зимнюю резину по 42 тысячи гривен. Судите сами, кто более коррумпирован: «банда» или «хунта».
Азаров полностью «расчехляет» подлинных виновников украинского кризиса. Он точно указывает тот момент, когда в Брюсселе начало меняться отношение к Януковичу: после Харьковских соглашений и принятия Радой закона «О внеблоковом статусе Украины». Напомним, что Харьковские соглашения пролонгировали пребывание в Крыму Черноморского флота РФ. А уж решение отложить подписание соглашения об ассоциации с ЕС вызвало и вовсе «абсолютно неадекватную реакцию со стороны западных стран и Еврокомиссии». На западе решили, что проще будет поменять руководство Украины.
Нет никаких сомнений, что если бы Янукович подписал все, что от него требовалось, взял курс на вступление в НАТО, сделал главой СБУ агента ЦРУ Наливайченко, а премьером — Яценюка, как ему рекомендовали «западные партнеры», то он и сегодня был бы президентом Украины. Никого не волновали бы ни его сыновья, ни коррупция, ни Межигорье. Пример Кучмы, Шеварднадзе, Саакашвили у всех перед глазами. Но Виктор Федорович уперся — и получил Евромайдан.
Азаров очень точно описывает технологии Майдана. Сила их в том, что они беспроигрышны. Объект «демократизации» проиграет в любом случае. У него только два варианта: уйти по-хорошему или уйти по-плохому. По-хорошему — это как Шеварднадзе и Кучма. В этом случае «отдемократизированный» лидер получает право пользоваться наворованным и спокойную жизнь на пенсии. Если же он вздумает сопротивляться, то неизбежно вдруг окажется кровавым тираном, виновным в гибели мирных протестующих, и получит Гаагу с конфискацией имущества. Средство от этой чумы только одно: Майдан надо давить в зародыше, на стадии выхода фигурантов из квартир. К настоящему народному протесту он никакого отношения не имеет.
По свидетельству Азарова, «координацию действий оппозиции и боевиков взяла на себя группа ответственных работников посольства США на Украине. Именно к ним каждый день, как на работу, ездили оппозиционеры, именно от них они шли на переговоры с Януковичем». А сами эти переговоры, по его мнению, «были ширмой для накопления сил боевиками, разложения органов правопорядка и осуществления государственного переворота». Янукович оказался крепким орешком. Он и не уходил в отставку, и старался не поддаваться на провокации. «Беркут» только сдерживал натиск боевиков «Правого сектора», но не зачищал площадь и не давал поводов объявить Януковича «кровавым диктатором». Поэтому для его устранения понадобилась, по словам экс-премьера, «чудовищная провокация, не имевшая аналогов в истории современной Европы», когда «снайперы хладнокровно расстреляли более двух десятков работников правоохранительных органов и около сотни людей, находившихся на Майдане».
На ключевой вопрос о том, кто виновен в гибели людей на Майдане, Азаров в своей книге дает однозначный ответ: «на наших руках нет крови наших граждан». Такой ответ устроит далеко не всех. Однако появляется все больше фактов, не позволяющих однозначно возложить всю вину за смерть «Небесной сотни» на правоохранителей. Почти одновременно с книгой Азарова ВВС обнародовало собственное расследование, согласно которому утром 20 февраля майдановцы первыми открыли огонь по милиции из здания консерватории. Об этом журналистам рассказал один из стрелявших боевиков. Появились и фотографии вооруженных людей в здании консерватории. «Крышевал» боевиков, судя по всему, «комендант Майдана» Андрей Парубий, который засветился также перед бойней в Одессе 2 мая.
Ну и где тот режиссер, который скомандует истории: «Стоп! Второй дубль!»