После того, как ополченцы взяли штурмом Дебальцево, на внеочередном заседании СНБО было решено пригласить в Донбасс миротворцев ООН. «Лучший для нас формат – это полицейская миссия Евросоюза. Это будет наиболее эффективным гарантом безопасности в ситуации, когда слово мира не соблюдается ни Россией, ни теми, кого она поддерживает», - заявил глава Украины Петр Порошенко, подчеркнув, что уже поднимал этот вопрос во время минских переговоров, и теперь нужно начать официальные консультации. Позже секретарь СНБО Александр Турчинов пояснил: разместить иностранных военных предлагается на неконтролируемых Киевом участках украино-российской границы, а также вдоль линии соприкосновения между Украиной и самопровозглашенными республиками. МИД Украины уже подготовил соответствующее обращение, теперь его должна поддержать Верховная Рада.
Читайте материал: "МИД РФ прокомментировал инициативу Киева пригласить миротворцев"
Между тем, первыми тему миротворцев затронули все же в Донбассе. Полпред ДНР в Минске Денис Пушилин еще 3 февраля размышлял: «Я не исключаю, что на базе ОБСЕ и РФ могут быть созданы группы миротворцев для недопущения столкновений и перестрелок». Узнав об этом Порошенко решительно отмел такую возможность: «Сейчас мы нуждаемся не в миротворческой операции, а в перемирии и отзыве иностранных войск», - сообщил президент Украины через четыре дня.
Но теперь, когда за иностранный контингент выступил уже Киев, Пушилин передумал: «Это является фактическим нарушением комплекса мер по выполнению минских соглашений... Будем обращаться с тем, чтобы были приняты какие-то незамедлительные меры для возвращения Украины на путь выполнения намеченного мирного плана», — сообщил полпред 19 февраля.
Не менее сложное отношение к этом вопросу оказалось и в России. Источники, близкие к подготовке переговоров в Минске, сообщали, что лидеры Франции и Германии Франсуа Олланд и Ангела Меркель предлагали президенту России Владимиру Путину ввести миротворцев на Украину. На словах Москва восприняла эту инициативу положительно, хотя и отказалась брать на себя ответственность за создание демилитаризованной зоны и отвод тяжелого вооружения на Донбассе.
В частности, постпред России при ООН Виталий Чуркин считал, что теоретически организовать ввод миротворцев вполне возможно, для этого существуют соответствующие схемы и страны, готовые предоставить своих солдат. А глава комитета Госдумы по международным делам Алексей Пушков вообще говорил, что без миротворцев решить конфликт на востоке Украины не удастся, так как конфликт в этом районе слишком затянулся и стал очень острым. Но в Комплексе мер по реализации Минских соглашений о миротворцах не появилось ни слова.
Теперь же представители России считают ввод миротворческого контингента неприемлемым решением: «Согласно минским договоренностям наблюдение за районом разъединения будет проводить ОБСЕ. Если тут же выдвигаются какие-то другие схемы, то возникает вопрос о том, собираются выполнять минские договоренности или нет», — заявил Чуркин 19 февраля.
И только Европа придерживается выбранной ранее линии. «После событий в Дебальцево я вынужден снова поставить вопрос о возможности рассмотрения международной миротворческой миссии», — заявил председатель парламентской ассамблеи ОБСЕ Илкка Канерва.
Очевидно, что негативное отношение России к инициативе СНБО гарантирует наложение вето на решение Совбеза ООН ввести миротворцев в Донбасс. Но почему мнение Москвы, ополченцев и Киева по этому вопросу изменилось, «МК» решил узнать у экспертов.
Михаил Погребинский, директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии:
- Стратегически от нового Минского соглашения больше выигрывает Россия и Донецк с Луганском. И так как в нем ничего не говорится о миротворцах, нынешняя инициатива Порошенко выглядит как попытка переиграть договоренности.
Идея миротворцев могла бы оказаться полезной, если бы она рассматривалась в плане реализации Минского соглашения, а не вместо него. Конфликта они не разрешат, зато проконтролируют прекращение огня, так как ОБСЕ не справляется. Но процедура приглашения миротворцев может затянуться на несколько месяцев, ведь нужно добиться согласия с обеих сторон.
Константин Затулин, директор Института стран СНГ:
Киев начинает опасаться, что ополченцы могут достичь границ Донецкой и Луганской областей. В этой ситуации миротворцы кажутся спасительным средством. Также подобные заявления сопровождаются, например, отключением газа на Донбассе, что не соответствует Минскому соглашению. Отгородившись миротворцами, Киев создаст приднестровский вариант, и уйдет от финансирования ДНР и ЛНР. Но сама по себе идея миротворцев может быть использована, главное понимать, какие цели преследует тот, кто ее выдвигает.