Вечером 16 февраля глава ДНР Александр Захарченко заявил, что ополченцы самопровозглашенных республик начали штурм Дебальцево и уже прошли к центру города. При этом лидер ополченцев уверен, что боевые действия в этом районе идут в полном соответствии с договором о прекращении огня. «Дебальцево — это наш тыл. А по Минским соглашениям все незаконные вооруженные формирования на территории Донбасса должны быть распущены или разоружены, вот мы и проводим разоружение незаконных вооруженных формирований», — подчеркнул Захарченко.
На следующий день ситуация прояснилась. Оказалось, что ополченцы обрушились на Дебальцево с его северо-восточных окраин и заняли большую часть города. Его центр все еще остается спорной территорией, однако низкий боевой дух противника позволяет бойцам ДНР и ЛНР медленно, но верно зачищать район за районом. В течении суток ополченцы надеялись полностью завладеть городом. По данным Минобороны ДНР, в ходе уличных боев в плен ополченцам сдались около 120 украинских солдат.
Между тем военное командование Украины не спешило признавать скорую сдачу осажденного города. Утром 17 февраля спикер АТО Анатолий Стельмах заявил, что армия прорвала блокаду: «Поселок Логвиново находится в зоне огневого поражения украинской артиллерии. На протяжении прошлых дней там продолжались ожесточенные бои, однако сейчас на окраинах поселка находятся наши блокпосты», - он добавил, что вместе с населенным пунктом под полный контроль силовиков перешла трасса Артемовск-Дебальцево. Но рядовые солдаты не разделяли оптимизма своего руководства и были близки к панике: «Нас с трех сторон атакуют «Грады», САУшки, минометы, танки. Позади лишь Дебальцево осталось... Боекомплект на грани. Боевые позиции и вся техника разбиты», - передавали они с блокпоста Балу, расположенном на юго-востоке от города. Днем информацию о штурме Дебальцево скрывать было уже невозможно...
Замначальника ГУ МВД Украины в Донецкой области Илья Кива рассказал журналистам, что 17 февраля ополченцы ДНР и ЛНР захватили железнодорожный вокзал и пытаются взять штурмом горотдел милиции. При этом он объяснил беспомощность украинской армии соглашением о прекращении огня: «Каждую минуту ситуация меняется не в нашу сторону. Президент должен принять волевое решение в отношении Дебальцевского котла. Нужно начать применять тяжелую реактивную артиллерию... Сейчас нам важен каждый патрон, так как противник обеспечен вооружением намного лучше нас».
Кстати, во вторник в Дебальцево должен был приехать замглавы миссии ОБСЕ на Украине Александр Хуг, чтобы проконтролировать соблюдение режима тишины. По его словам, ополченцы и украинская армия обещали ему безопасность во время посещения города...
«МК» спросил у главного редактора журнала «Национальная оборона» Игоря Коротченко, как установить режим «тишины» в Дебальцево:
- Когда подписывались Минские соглашения, президент Украины Петр Порошенко никак не обговорил проблему, связанную с дебальцевским котлом. Никто не сомневался, что события в этом районе выйдут из-под контроля и установить конкретно там перемирие не получится.
Сегодня ситуация складывается таким образом, что зачистка дебальцевского котла просто необходима, так как не были урегулированы вопросы со статусом города и будущем окруженной там группировки. Теперь все, что там происходит, полностью лежит на совести Порошенко, который бросил своих людей на произвол судьбы. Поэтому единственная возможность для украинских военнослужащих выжить — это сложить оружие и прекратить сопротивление.
МЕЖДУ ТЕМ
Во вторник представители специальной мониторинговой миссии ОБСЕ вновь не смогли попасть в Дебальцево. Группа наблюдателей во главе с заместителем председателя специальной мониторинговой миссии ОБСЕ в Украине Александром Хагом прибыла из украинской столицы в район боевых действий в понедельник.
Сам г-н Хаг в этих местах не впервые. Он вместе с коллегами работал близ Шахтерска еще на месте падения малайзийского «Боинга». Посему Александр Хаг, общаясь накануне с журналистами в Краматорске, был настроен оптимистически. «Крайне важно, чтобы наблюдатели ОБСЕ попали в Дебальцево лично, — подчеркнул функционер. — Если же говорить о наших первых общих впечатлениях — режим прекращения огня в основном соблюдается. При этом поступают сообщения о некоторых инцидентах, отдельные из которых видели мы сами. Прекращение огня не должно быть частичным, базироваться на каких-то условиях — оно должно быть полным и всеобъемлющим, как это подчеркивалось в минских документах».
По информации, которой располагает заместитель главы спецмиссии ОБСЕ, виновниками обстрелов автодороги, ведущей в Дебальцево, могут быть и служащие вооруженных сил Украины, и ополчение ДНР, и некая третья сила, не подчиняющаяся ни тем, ни другим.
Читайте материал: Последние часы Дебальцево: вокзал взят, котел захлопнут, в окружении тысячи украинских военнослужащих