Сейчас суд в обязательном порядке принимает решение об установлении административного надзора на несколько лет, если освободившийся из колонии - опасный или особо опасный рецидивист, или отбывал наказание за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего. Правительство считает нужным перечень расширить, доложил депутатам замглавы МВД Игорь Зубов, и в обязательном порядке надзирать ещё за теми, кто совершил тяжкие (срок наказания по которым больше 5 лет) или особо тяжкие преступления (срок наказания по которым больше 10 лет) террористической и экстремистской направленности. Суды же должны будут рассматривать дела об установлении надзора в течение 10 дней, а не 2 месяцев.
Напомним: меры административного надзора в каждом конкретном случае определяет судья. Это может быть запрет на посещение определенных мест или массовых мероприятий, на пребывание вне дома в определенное время суток (своего рода «комендантский час»), на выезд за пределы какой-то территории, и обязательная явка от одного до четырёх раз в ОВД по месту жительства для регистрации.
Для террористических и экстремистских преступлений, заявил г-н Зубов, характерен «существенный рецидив». По данным МВД, «около 70% сторонников радикальных структур и после освобождения участвуют в экстремистских акциях», то есть «на путь исправления не встают».
Думский Комитет по безопасности и противодействию коррупции концепцию законопроекта поддерживает, доложил замглавы комитета Александр Хинштейн («ЕР»), но замечания есть, и в ходе подготовки ко второму чтению «можно обсудить вопрос о расширении перечня статей», приговор по которым гарантирует обязательный административный надзор. Например, логично было бы распространить контроль на бандитов, насильников и диверсантов...
Валентин Романов (КПРФ) обратил внимание на то, что понятие «экстремизм» в российском законодательстве допускает вольные трактовки, любой оппозиционный политик может попасть под экстремистскую статью, и очень трудно «найти грань между демократией и госмашиной, которая сминает эту демократию». Да, тут же оговорился г-н Романов, «мы живем в трудное время и довольно дружно держимся, но когда такого рода законы один за другим идут и идут, есть опасность нарушить баланс»...
Г-н Хинштейн постарался успокоить: «Говорить о том, что это сугубо охранительный законопроект и он будет направлен на борьбу с инакомыслием, оснований нет».
Но вопросы возникают, если прочитать текст законопроекта. В нём говорится о «совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления экстремистской направленности, а также тяжкие и особо тяжкие преступления», предусмотренные 17 статьями Уголовного кодекса. Эти статьи, которые «так же», как и экстремистские, предполагают административный надзор, перечислены, так сказать, поименно. Среди них «антитеррористические», карающие за совершение теракта, содействие террористической деятельности, публичные призывы к осуществлению терроризма, захват заложников, угон воздушного или водного судна, и т.д., и т.п.
А ещё - статьи, наказывающие за незаконное обращение с ядерными материалами или радиоактивными веществами, их хищение или вымогательство, посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, сотрудника правоохранительных органов, судьи или дипломата.
Но вот «экстремистские» статьи, обещающие надзор, по номерам не перечислены! А пояснительная записка к законопроекту предлагает считать таковыми все, совершенные «по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы».
Эти «мотивы» - отягчающие вину при совершении ЛЮБОГО преступления обстоятельства. А ведь есть ещё в УК и собственно «антиэкстремистские» статьи: знаменитая 282.1 («Организация экстремистского сообщества»), 282.2 («Организация деятельности экстремистской организации»), 282.3 («Финансирование экстремистской деятельности»), и в каждой из них есть тяжкие составы...
Г-н Хинштейн, впрочем, заверил корреспондента «МК», что «ко второму чтению перечень статей, предполагающих обязательный административный надзор, будет исчерпывающим и не допустит двойные толкования».
Второе чтение может состояться в конце марта.