На заседание Комитета по конституционному законодательству пришел замглавы Минкомсвязи Алексей Волин. Правительство предлагает дополнить статью 13.15 Кодекса об административных правонарушениях, в которой говорится о наказаниях за «злоупотребление свободой массовой информации».
Во-первых, предлагается карать редакции штрафами от 100 тысяч до 1 млн рублей за «производство и выпуск продукции СМИ, содержащей публичные призывы к осуществлению террористической деятельности и (или) материалы, публично оправдывающие терроризм, и (либо) другие материалы, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности».
А во-вторых, штрафовать на сумму от 20 тысяч до 200 тысяч рублей за материалы, «пропагандирующие культ насилия и жестокости». Одновременно в разы поднимаются штрафы за массовое распространение и производство экстремистских материалов, включенных в федеральный «запретный» список.
Г-н Волин объяснил: если материалы, оправдывающие терроризм или экстремизм, появились в СМИ «по ошибке или глупости», сейчас это наказывается предупреждением Роскомнадзора, а при вторичном предупреждении в течение года СМИ может быть закрыто. «Для добросовестного СМИ это перебор», — признал г-н Волин, а теперь вот будет альтернатива: «Мы за глупость оштрафуем, и всё».
Чиновник считает, что огромные штрафы помогут и в борьбе с «подлыми» СМИ, которые «специально создаются для распространения экстремистских материалов, и им не страшны предупреждения и закрытия — они перерегистрируются и начинают работать снова»: «Миллионным штрафом мы четко бьем по карману издателя».
Замглавы Минкомсвязи уверен: «Редакторы в массе своей — большие мальчики и девочки, и прекрасно знают, что нельзя публиковать интервью с террористами и материалы, содержащие призывы к терроризму, и если редактор ставит интервью с Ярошем (Дмитрий, лидер украинского «Правого сектора», запрещенного в России судом, — «МК»), чья организация у нас включена в перечень экстремистских, то он четко должен понимать, что ему прилетит штраф на миллион».
«А если он опубликует интервью с Ляшко (Олег, украинский радикал, — «МК»)? Там порой такое несется, не лучше Яроша...» — спросил Сергей Иванов (ЛДПР). Он напомнил, что формулировка понятия «экстремистская деятельность» в действующем законодательстве «очень расплывчатая».
Г-н Волин сказал, что речь идет лишь о «заполнении лакуны» — запрет на экстремизм и терроризм в действующем законе «О СМИ» есть, а наказания административного за это нет. «Мы расширяем набор возможностей для более гибкого подхода к делу», и такой подход получил «полное одобрение со стороны медиаотрасли», сказал он.
Дмитрий Гудков («СР») спросил, будут ли выписывать миллионные штрафы за информацию о несанкционированных акциях. Г-н Волин объяснил: если журналист просто освещает ход такой акции или пишет о подготовке несанкционированного митинга, то «проблем нет». Но если журналист призывает к участию в несанкционированной акции...
Тогда проблемы неминуемы.
Тут депутаты перешли к обсуждению идеи штрафовать за «пропаганду культа насилия и жестокости». Замглавы комитета Дмитрий Вяткин («ЕР») сказал, что термин «требует уточнения»: в новостных блоках на ТВ, например, полно сцен насилия в хронике из «горячих точек»... «Формула настолько расплывчата, а санкция настолько большая, что закон может трактоваться произвольно и приведет к разорению СМИ», — заявил глава комитета Владимир Плигин («ЕР»).
Г-н Волин пояснил, что правительство про этот культ написало лишь потому, что в законе «О СМИ» опять же сказано, что его нельзя пропагандировать, а наказания до сих пор нет. Но Минкомсвязи не против при подготовке ко второму чтению вычеркнуть эту часть законопроекта, а потом вернуться к теме «отдельно».
Читайте материал: Статейка на миллион: Госдума намерена ужесточить наказание за экстремизм для СМИ