Михаил ВИНОГРАДОВ, президент фонда «Петербургская политика»:
— Если бы не оканчивался срок полномочий, то проблем бы и не было. Oн один из самых успешных и популярных в России губернаторов. Новый срок — это серьезное социально-проблемное событие для губернатора. С одной стороны, популярность в регионе, но есть проблемы и возраста (Тулееву в этом году исполнится 71 год. — Прим. «МК»), и здоровья. С другой — возможно ухудшение экономической конъюнктуры, возникают сомнения, насколько та система управления бизнесом, которая есть в Кемеровской области, сработает в кризисное время.
Для него, естественно, работа — дело всей жизни. Но Тулеев показал себя системным игроком, который против воли федеральной власти не пойдет. Хотя в его политической карьере были и вполне оппозиционные годы.
Алексей МАКАРКИН, вице-президент Центра политических технологий:
— Значимость постов губернатора и сенатора несоизмерима. Пост сенатора — это сохранение в элите, но не более того. Это одна проблема, почему он не хочет уходить.
Почему хотят снять? Для Кремля важно не создавать прецедентов баллотировки на большое количество сроков. Когда Тулееву продляли срок, еще не было прямых выборов губернаторов, это было сделано в виде исключения, потому что регион сложный. Федеральный центр решал вопросы с другими главами регионов, именно тогда уходили и Лужков, и Шаймиев. Тулееву предлагается вариант, близкий к Шаймиеву. Он не стал членом Совета Федерации, он госсоветник Татарстана, но там другая специфика, которая невоспроизводима в Кемеровской области. Главное для Тулеева — возможность назвать преемника, что означает сохранение хотя бы части влияния в регионе.
Евгений МИНЧЕНКО, президент коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг»:
— Аман Тулеев — это такой тип руководителя, они привыкли управлять, готовы работать до последнего. Он достаточно работает, с 90-х годов, больше работает только Савченко. Очевидно, что у него возраст и это влияет на работоспособность. Его назначать ВРИО нет смысла, нужно назначать ВРИО того, кто его заменит.