Как и надеялись главы Франции и Германии, в результате встречи была разработана «дорожная карта» для реализации достигнутых в сентябре прошлого года Минских соглашений. В результате длительных переговоров нормандская группа разработала, а участники минского формата подписали «Комплекс мер по выполнению Минских соглашений».
Одним из самых важных отличий принятого документа от того, что во вторник вечером предлагали полпреды ДНР и ЛНР Денис Пушилин и Вячеслав Дейнего представителям Киева и ОБСЕ, стало исчезновение пункта о дате прекращения так называемой антитеррористической операции на Донбассе. Фактически стороны не смогли прийти к окончательному установлению мира и остановились только на очередном перемирии, в соответствии с которым ополченцы должны отвести свое вооружение от той линии соприкосновения, которая была зафиксирована 19 сентября, а украинская армия — с позиций по состоянию на сегодня. С 16 по 1 марта «Грады» должны быть отведены на 70 км, а «Ураганы», «Смерчи» и тактические ракетные системы «Точка» — на 140 км.
Также до 20 февраля Киев, ДНР и ЛНР должны обменяться военнопленными. Потом должен появиться закон об амнистии всех участников событий на востоке Украины. С самопровозглашенных республик должна быть снята блокада, а гуманитарная помощь в регион будет беспрепятственно поставляться на основе «международного механизма».
Сразу после начала отвода военной техники между Киевом и самопровозглашенными республиками должен начаться диалог о формах проведения местных выборов в соответствии с украинским законодательством и законом Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей». А не позднее 14 марта Верховная рада на основе линии разграничения от 19 сентября определит, на какие территории будет распространяться этот закон. В соответствии с документом ДНР и ЛНР получат гарантированную защиту русского языка, народную милицию, право участвовать в избрании глав местных отделений прокуратуры и судов, а Киев будет участвовать в развитии их экономики и помогать налаживать отношения с Россией.
После переговоров президент Белоруссии Александр Лукашенко долго обнимал и успокаивал Петра Порошенко. Возможно, это было вызвано тем, что в среду перед тем, как отправиться в Минск, украинский лидер заявил: «Не будет у нас никакого делегирования прав по обороне страны, не будет у нас никаких местных батальонов, дивизий народных милиций и других глупостей», — но настоять на своем, видимо, не получилось. Правда, еще не все потеряно — возвращаясь домой, он сообщил украинским СМИ, что был непоколебим, и никакой автономии ДНР и ЛНР не получат. Подписанный его полпредом Леонидом Кучмой документ, конечно, говорит об обратном, но это частности…
В конце концов, конституционная реформа, предусматривающая децентрализацию Украины, и закон об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей должны быть приняты только до конца 2015 года, а без этого никаких выборов в ДНР и ЛНР быть не может. Другими словами, времени для всяких непредвиденных случаев еще очень много. «Все пункты подписанного документа требуют дополнительных согласований, поэтому в случае нарушений никаких новых встреч и меморандумов не будет. Вся ответственность за любое нарушение положений меморандума будет ложиться на Порошенко», — заявил, предвосхищая события, глава ДНР Александр Захарченко. В любом случае украино-российская граница, проходящая по территории самопровозглашенных республик, перейдет под контроль Киева только после выборов, а значит, у Донецка и Луганска тоже сохраняется пространство для маневра.
За всеми процессами в зоне АТО по-прежнему будет наблюдать ОБСЕ, чья миссия будет усилена дополнительным количеством беспилотников, радиолокационных систем и так далее. Несмотря на активное обсуждение в СМИ возможного появления в регионе миротворческого контингента, в итоговом документе о нем не было ни слова.
«МК» задал экспертам вопросы, касающиеся ключевых пунктов минского соглашения.
1. Согласно документу, украинские войска и армия ДНР и ЛНР должны отвести вооружения от двух разных линий: киевские силовики — от существующей сейчас, ополчение — от линии 19 сентября. В чем смысл?
Евгений МИНЧЕНКО, директор Международного института политической экспертизы:
— Никто не будет выполнять это соглашение. Это всего лишь передышка. И дай Бог, чтобы она была как можно дольше. Пусть люди поживут без обстрелов.
Федор ЛУКЬЯНОВ, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике»:
— Смысл в том, что стороны категорически настаивали на разных линиях для отсчета. Украина требовала, чтобы вернулись к линии сентябрьской; Россия и ополчение настаивали, что актуальна именно та линия, которая существует сейчас. В итоге получился компромисс, но несколько больше в сторону Украины. Суть в том, что Украина не возвращает на эти территории свои подразделения. Те участки, которые ополчению удалось взять под контроль в последние недели, становятся буферной зоной. Эта разделительная полоса создается для того, чтобы не допустить обстрела Донецка и прочих городов ДНР. Теперь украинских войск там не будет, но они и не попадут в состав народных республик.
2. Передача границы украинским военнослужащим предусмотрена только после конституционной реформы и местных выборов. На выборах скорее победят нынешние руководители ДНР и ЛНР — как Киев будет вести с ними диалог?
Е.М.: — Утром деньги, вечером стулья, как говорится. Руководители ДНР и ЛНР не будут участвовать в таких выборах. Предлагаются выборы по законодательству Украины. А это законодательство не предполагает выборов глав регионов. Они все назначаются президентом. Если говорить о том, что все будет проходить по закону Украины, максимум, что может быть, — это выборы районных и городских советов. Мое мнение, что никаких выборов не будет, не будет изменений в Конституции. Будет передышка.
Ф.Л.: — Далеко не факт, что на выборах победят представители ДНР и ЛНР. Если там пройдут выборы по украинским законам и процедура будет более прозрачной, то результаты могут быть совершенно иными, чем в ноябре. Настоящие настроения на Донбассе нам не очень известны. Дело не в том, как будут строиться отношения Киева с Захарченко, Плотницким и прочими бравыми командирами. Суть в том, что Россия сейчас сформулировала свой подход; Россия хочет другую Украину, которая устроена иным образом, у которой другая конституционная система, децентрализация, широкие полномочия вплоть до упомянутых народных милиционеров, что очень любопытно. Получается, что все ополчение станет народной милицией… Это то, на что Россия делает ставку.
3. Порошенко уже давал ЛНР и ЛНР особый статус, а потом его сам забрал. Где гарантии, что это не повторится?
Е.М.: — Они приняли закон, который потом Турчинов как глава Верховной рады не подписал. Получается, что этот закон никогда не вступал в законную силу. Этот закон был филькиной грамотой. И сейчас не будет никаких изменений в Конституции или же они будут чисто декоративными.
Ф.Л.: — Гарантий нет. Но сейчас и ситуация другая. На переговорах в Минске был уже очень высокий уровень участия. Думаю, что сейчас в Европе вполне влиятельные силы будут заинтересованы в том, чтобы эти соглашения работали.
4. Известно, что в предварительном документе была формулировка «о прекращении АТО» с 23 февраля. В итоговом документе речь идет лишь о прекращении огня. Что бы это значило?
Е.М.: — Да, это действительно так. Просто надо было «кинуть кость» украинскому правительству. Я считаю, что соглашение изначально — мертворожденное. И главные вопросы таковы: перестанут ли обстреливать Донбасс или нет? А также, если речь идет о восстановлении банковского обслуживания, будут ли платить пенсии и соцпособия жителям Донбасса или нет? Погасят перед ними задолженности или нет? И последнее: прекратится ли продуктовая блокада ЛНР и ДНР? Это главное.
Ф.Л.: — Думаю, что Киев не мог принять требования от ДНР и ЛНР. Киев и европейцы на это не пойдут. Интересы ДНР и ЛНР не являются главными — в этом суть договоренностей, мне так показалось.
5. Отвод вооружения, вывод иностранных войск и наемников должна контролировать ОБСЕ. Как она сможет это делать? Мониторинговые группы крайне малочисленны. Почему в документе не сказано про миротворческие силы, хотя на стадии переговоров такие предложения были?
Е.М.: — Контролировать должны сотрудники ОБСЕ. Это так. Но, я думаю, они скажут: какие наемники? Какие иностранные войска? Тут нету ничего.
Ф.Л.: — Про миротворцев просто не смогли договориться. Это очень серьезная сила, которая должна обладать большими полномочиями. У сторон — высокое недоверие друг к другу. В данной ситуации согласовать миротворческий мандат и контингент невозможно. А ОБСЕ как сможет, так и будет следить. Наверное, речь пойдет о том, что надо расширить эту миссию. Будут полагаться на прекращение боевых действий. Те иностранцы, которые приехали повоевать, так и так уйдут — а что им там делать?
6. Судьба «Дебальцевского котла» никак не отражена в документах. Не станут ли украинские военные в этой зоне «миной замедленного действия»?
Е.М.: — Я не знаю, как они будут из этого выруливать.
Ф.Л.: — Если верить тому, что сказал Путин, ситуация не отражена по той причине, что стороны не могут договориться о том, есть котел или нет. Украинская сторона утверждает, что его не существует. Хорошо то, что сформировали механизм на уровне начальников генеральных штабов. Возможно, что там удастся договориться. Россия долгое время твердила, что она сторона переговоров, а не их участник. Весь антураж минского процесса показывает, что Россия в большей степени берет на себя активное присутствие там.
7. В соглашении говорится, что отвод вооружения из зоны конфликта — с 15 февраля. А почему — не с сегодняшнего дня?
Е.М.: — Путин сказал, что есть проблемная точка, связанная с «Дебальцевским котлом». Ополченцы считают, что там окружено порядка 6–8 тыс. украинских военных. Порошенко, в свою очередь, считает, что никакого окружения не существует. У нас, мол, все нормально. До 15 февраля они все равно ни в чем не разберутся. Я очень пессимистичен по поводу этих соглашений.
Ф. Л.: — Увы, этого я не могу сказать. Им там виднее.