Сергей МИХЕЕВ, гендиректор Центра политической конъюнктуры:
- Я не считаю Порошенко голубем мира потому, что он мог погасить конфликт в Донбассе еще весной, но этого не сделал. А в нынешней ситуации при попытке выполнить договоренности он может получить очень большие проблемы в Киеве. Возможно, его попытаются отстранить от власти. Есть и более экстремальный вариант: его просто физически ликвидируют, как сакральную жертву. А потом сделают иконой украинской идеи, обвинят во всем Россию и скажут, что кровь горячо любимого президента взывает к отмщению. И возобновят войну. Это — не фантастика, в этом были бы заинтересованы «партии войны» внутри Украины и вне ее.
- Интерес может и быть, но есть ли силы, чтобы воплотить такие планы?
- «Партия войны» весь год управляет ситуацией в стране. А демонстрация силы прошла совсем недавно, когда Порошенко хотел расформировать пару добровольческих батальонов понимая, что они стали стали опасными. Но батальон «Айдар» собрался в Киеве, бойцы подожгли несколько покрышек перед администрацией президента, и решение было отменено. Вот и судите: есть у них сила, или нет.
Владимир ЖАРИХИН, руководитель отдела Украины Института стран СНГ:
- Вряд ли Петра Порошенко встретят на родине, как победителя. Но я бы не сгущал краски и не говорил о том, что его проклянут, а партия войны свергнет его, как пораженца. Нужно понимать, что с одной стороны у него большой политический опыт (возглавлял два министерства, был депутатом, секретарем совета национальной безопасности), и он умеет держаться на плаву. А с другой стороны Украина — страна олигархическая, и настроения олигархов там определяют все или почти все. А капитализация их богатств из-за военных действий падает на глазах. Поэтому даже такой боевой украинец, как Коломойский, в последнее время стал говорить о мире.
- Но свои добровольческие войска он не распускает...
- Не распускает на всякий случай. Но подконтрольные ему и другим олигархам депутаты Верховной Рады, скорее всего, поддержат мирные усилия Порошенко. Особенно в ситуации, когда мирные усилия исходят не просто от минской группы, то есть отставного президента Украины Кучмы с отставным министром социальной защиты России Зурабовым, а от европейских лидеров. Олланд и Меркель под этим подписались, вложили свой авторитет, и будут требовать выполнения обязательств.
- Но разве радикалы, националисты не попытаются свергнуть Порошенко, если он пойдет на мир на унизительных с их точки зрения условиях? Одного-то президента они свергли...
- Конечно, могут попытаться. Но нужно учитывать, что у каждого из олигархов есть охранные структуры. Если их просуммировать, то численность будет выше, чем у армии Украины со всеми радикалами и доборовольцами вместе взятыми. Вместе олигархи смогут подавить любой путч.
- Взгляд Порошенко периодически выглядит затравленным. Видно, что ему приходится нелегко. А зачем нужны такие страдания богатому человеку? Какая у него мотивация оставаться до конца срока? Какие бонусы? Может быть, он уже сам хочет, чтобы его свергли и оставили в покое?
- Самый главный бонус — это то, что он стал первым в истории президентом Украины, который победил в первом туре. Такой кредит доверия — это бонус. Он чувствует поддержку населения.
- То есть, им движет не выгода, а ощущение своей миссии?
- Конечно. Иначе он сидел бы в Майами и зарабатывал новые миллиарды. А у политиков есть идеи, эмоции, ощущение своей избранности и необходимости выполнить свою миссию. Политика — это не бизнес, а страсть.
Сергей МИХЕЕВ:
- Свержение для президента Порошенко может закончиться вовсе не Майами, а физической расправой. Он слишком глубоко вошел в историю. Это весной он мог выбирать между властью и личной безопасностью. Порошенко сделал свой выбор. Он хотел власти, шел к ней долго и получил ее со всеми обременениями. Наверное, он полагал, что все будет немножко более радужно, как ему обещали американцы, но вышло то, что вышло, и отступать поздно.