Летом 2014 года через парламент со скоростью света был проведен закон о запрете рекламы на платных кабельных телеканалах. С 1 января этого года прописанные в этом документы нормы вступили в силу. Вступили — и почти сразу эту силу утратили. Наш парламент снова занялся ударным трудом — сбацал новый закон, который опять же со скоростью света пронесся через все необходимые процедурные механизмы. И бинго: если большая часть показываемого на платных кабельных каналах контента имеет то или иное отношение к России, реклама на них вновь разрешена.
Стоило ли ради такой одной-единственной смысловой поправочки городить такой грандиозный огород? Сами по себе поиски ответа на этот вопрос, скорее всего, мало интересны для простых читателей и телезрителей. Зато они позволяют в деталях увидеть, как в российском царстве-государстве реально принимаются — а затем иногда отменяются — важные и не очень решения.
Вот результат моих попыток докопаться до сути происходящего. Началось все с беспокойства руководителей эфирных федеральных телеканалов. Они увидели, что у них падает объем рекламы, и решили, что в этом виноваты злобные конкуренты в виде платных кабельных каналов.
По мнению капитанов нашего федерального телеэфира, кабельщики получали несправедливый двойной доход. Сначала они брали с рядовых телезрителей деньги за доступ к своим программам — доход номер раз. Доход номер два — деньги брались еще и с рекламодателей. Главные теленачальники страны были уверены: если лишить кабельщиков их «нечестного преимущества», то и справедливость будет восстановлена, и реки из рекламных денег потекут в их направлении.
Эта уверенность и вылилась в принятый летом парламентом закон. Но теленачальники предполагают, а жизнь располагает. Рекламные деньги, которые должны были в теории прийти на эфирные федеральные каналы, на практике в «пункт назначения» так и не прибыли. Частично эти бюджеты ушли в Интернет в наружную рекламу, а частично словно растворились в воздухе.
Зато себя не заставили ждать негативные последствия летнего закона. На фоне общего экономического кризиса кабельные телеканалы начали буквальным образом загибаться. Угроза полного финансового краха замаячила, в частности, перед кабельными каналами, вещающими на языках национальных российских республик и малых народов страны. А это уже вопрос политический.
У главных игроков на российском кабельном телевизионном рынке запас прочности, конечно, пообширней. Но они столкнулись с проблемой резко возросшей стоимости производимого за границей телевизионного контента. И в рамках принятого летом закона решение проблемы просматривалось только одно — переложить все издержки на плечи и кошельки рядовых телезрителей. И вот наша власть — кстати, как говорят, при горячей поддержке тех же самых наших эфирных теленачальников — стремительно дала полный назад.
Какие выводы можно сделать из этой трагикомической истории? Все те же, что неоднократно делались и раньше. Вывод первый. Начинается земля не просто от Кремля, как говорилось в культовом советском стихотворении, а лично с Владимира Путина. По словам осведомленного источника, колесики российской государственной машины начали стремительно вертеться в обратном направлении после того, как на большой пресс-конференции в декабре ВВП рассказали обо всех последствиях летнего закона и задали простой вопрос: зачем?
Вывод второй. Когда ситуация того требует, наша власть таки обладает способностью, не стесняясь, признать свои ошибки и пытаться их быстро исправить.
Вывод третий. Всех этих ошибок и стремительных телодвижений можно было бы избежать, если бы парламент в России был не просто канцелярской принадлежностью, а реально действующим «местом для дискуссий». Но это уже совсем другая история…