МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Саудовская монархия: кто такой принц Мохаммед Бин Найеф?

Когда-нибудь королевство возглавит представитель нового поколения: жесткий и сильный

Кто такой принц Мохаммед бин Найеф, который на прошлой неделе стал заместителем кронпринца Саудовской Аравии, то есть вторым в смысле престолонаследия? Его считают «смелым до дерзновения». Когда недавно в марокканском Марракеше проходило совещание шефов органов безопасности арабского мира Найеф не побоялся завить о том, что настало время для концентрированного усилия, чтобы уничтожить «Мусульманское братство». Дело в том, что «Братство» является признанной политической силой во многих арабских государствах, таких как Тунис, Ливия, Иордания, Кувейт, Бахрейн и Марокко.

Фото: AP

Такая жесткость в отношении своих врагов характерна для принца Мохаммеда бин Найефа, который еще больше стал одним из главных игроков в руководстве Саудовской Аравии. Дипломаты и аналитики, хорошо знающие бин Найефа, говорят, что он отражает более смелую внешнюю политику своей страны. Внутри самой Саудовской Аравии он разгромил экстремистские организации, а сейчас наказывает политических диссидентов.

Сейчас многие главы государств и правительств, включая президента США Барака Обаму, собрались в Эр-Рияде, чтобы поздравить нового короля Саудовской Аравии Салмана. Но именно назначение бин Найефа заместителем кронпринца привлекает всеобщее внимание, особенно на Ближнем Востоке. Оно считается предвестником того, что ожидает Эр-Рияд в недалеком и не столь уж недалеком будущем. Я уже не говорю о том, что сотни саудовских принцев считают, что бин Найеф обошел их.

Возвышение Мохаммеда бин Найефа произошло в момент определенного осложнения отношений между Эр-Риядом и Вашингтоном по иранскому и нефтяному вопросам. Кроме того, в висячем состоянии находится и асадовская Сирия. В то же самое время девиз бин Найефа «безопасность превыше всего» и его политика искоренения оппозиции вызывают критику групп по защите прав человека, которые считают, что такая политика как раз и мотивирует многих на защиту исламизма.

В качестве министра внутренних дел принц руководит силами безопасности, защищает нефтяную инфраструктуру и командует разведкой, занимающейся внутренними угрозами. Он играет также важнейшую роль в почти каждой международной кампании Саудовской Аравии в Бахрейне, Катаре, Сирии, Ираке, Йемене и Палестине.

Разумеется, бин Найеф работает в близком тандеме с Белым домом. Он уже дважды встречался с президентом Обамой. «Он самый сильный из всех принцев, — говорит профессор-арабист Принстонского университета Бернард Хайкел. — Он самый могущественный парень их системы. Он поворотная личность».

Новому королю Салману 79 лет, а новому кронпринцу Мугрину 69. Он тоже сын основателя саудовской династии. А вот бин Найефу всего 55 лет. Он первый из внуков короля-основателя Саудовской Аравии, который назначен будущим наследником трона. Его коронация сделает бин Найефа первым представителем нового поколения монархов на саудовском троне.

Многие считают, что новое назначение бин Найефа это попытка доказать стабильность саудовской династии на десятилетия вперед. Бывший посол США в Риаде Джеффри Смит пишет: «Они сказали народу Саудовской Аравии, что все будет в стране стабильно в течение следующих 30 лет. Так что о переходе власти можно не беспокоиться. К тому же это стратегический мессидж всем тем, кто хотел бы пересмотреть саудовское право наследования». К тому же у бин Найефа имеются только дочери, а посему он не может передать им свою власть.

Однако в отличие от старшего поколения (их всего несколько человек) бин Найеф имеет около 600 принцев, из которых он сможет выбрать своего наследника, восстановив против себя своих кузенов или даже дядей. «Это приведет в движение самую удивительную фамильную динамику, что не сулит ничего хорошего», — говорит Майкл Стефенс, который занимается Саудовской Аравией в Королевском институте.

Конечно, и нынешний король, и его приемник могут назвать нового кронпринца. Но им будет очень трудно сделать это. Мохаммед бин Найеф, когда убивают кого-нибудь из его системы безопасности, сам приезжает на похороны убитого, говорит Мустафа Алани, ученый из Центра исследований стран пролива. И вообще он слишком крепкий орешек, чтобы его обвели вокруг пальца. Когда принцы боролись за власть в Эр-Рияде Мохаммед бин Найеф находился в Лондоне на конференции по контртерроризму. Но это на решение нового короля Салмана не повлияло.

В отличие от покойного короля Абдаллы и нового короля Салмана Мохаммед бин Найеф учился на Западе и закончил гуманитарный колледж «Льюис и Кларк» в Портленде, штат Орегон. Поэтому кое-кто считает, что принц, возможно, выступает за некоторые реформы в области образования и за больше свободы для женщин. Но у него слишком мало заявлений по этим вопросам, чтобы можно было представить его взгляды. Одно ясно, бин Найеф не сделает ничего такого, что поставило бы под угрозу династические интересы его семьи или ультраконсервативную версию ислама, которую он исповедует.

Бин Найеф, так сказать, потомственный шеф саудовской безопасности. До него пост министра внутренних дел занимал его отец принц Найеф бин Абдулазиз. Будучи замминистра при своем отце, бин Найеф сделал все, чтобы Саудовская Аравия избежала когтей «Аль-Каиды» и других воинствующих исламистов.

Дипломатические депеши, которые были опубликованы «WikiLeaks», характеризуют бин Найефа как лично заинтересованного в разгроме воинствующего исламизма и как человека, тесно координирующего свои действия с Вашингтоном. В одной из депеш он говорит, что было очень трудно поверить в роль саудовцев в теракте 9/11 2001 года. 15 из 19 террористов были гражданами Саудовской Аравии. «Террористы похитили самое дорогое, что у нас было. Они похитили нашу веру и наших детей и воспользовались ими, чтобы атаковать нас», — сказал бин Найеф Ричарду Холбруку, бывшему послу США в ООН.

Сотрудники Госдепартамента считают, что бин Найеф разработал планы деятельности против террористов, которых вербуют в самой Саудовской Аравии. Когда последних ликвидируют, он начинает помогать их семьям. Он говорит их сыновьям, что они «жертвы, а не преступники». «Если вы ликвидируете 5 террористов, но создадите 50 — это глупо», — говорит бин Найеф.

Диссидентам сильно достается от бин Найефа. Адам Кугл из «Human Rights Watch» мониторящий Саудовскую Аравию, говорит, что бин Найеф, будучи на своем посту профессионализировал деятельность саудовской безопасности, но не дал ей «никаких свобод». Для населения реальное положение стало еще хуже. «За то, что ты сказал то или другое, тебе могут дать 15 лет», — говорит все тот же Кугл. Приняты в прошлом году закон против терроризма, дает министру внутренних дел право бросать за решетку даже тех диссидентов, которые выступают за непротивление злу. «Он архитектор многих арестов, за которыми следуют строжайшие приговоры. Все это происходит, когда он стоит на вахте», — говорит Кугл.

Мэлор СТУРУА, Миннеаполис.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах