«Мемориал» возник в далеком 1989-м, задачей движения было сохранение в России памяти о политических репрессиях. Сейчас оно ведет исследовательскую, правозащитную и просветительскую деятельность, в «Международный мемориал» входят 62 организации из России, Белоруссии, Германии, Италии, Франции, Казахстана, Латвии и Украины.
Претензий к деятельности организации не возникало, но в 2012 году вступил в силу закон «об иностранных агентах», на следующий год к правозащитникам нагрянула проверка прокуратуры и Минюста. От сегодняшнего дня это событие отделяют два предупреждения Минюста, процесс в Замоскворецком суде, который встал на сторону министерства и внесение «Мемориала» в реестр иностранных агентов.
Какие же претензии были у Минюста к «Мемориалу»? «Все обвинения основаны на законе», - заявила представитель Минюста в суде. А именно - на законе об общественных объединениях (№82-ФЗ). Главные изменения, которые претерпел устав организации во избежание ликвидации: из названия убрали слово «благотворительная», подробно прописали членство региональных отделений, открыли расчетный счет. Причем последняя поправка воспринималась довольно остро.
“Мы ведь сразу попадаем в денежную довушку: платить банку за обслуживание счета, платить профессиональному бухгалтеру, - заявила исполнительный директор “Мемориала” Елена Жемкова. - Это тяжелый сигнал для маленьких некоммерческих организаций в регионах, получается, что это деньги ради денег: в год нужно иметь 150-200 тысяч рублей”.
“У вас есть полное право действовать без образования юридического лица на правах общественгного объединения без расчетного счета, но с известными вам ограничениями”, - парировала представитель Минюста.
После часового заседания и минутных прений судья Алла Назарова огласила решение: “В удовлетворении заявления Министерства Юстиции российской Федерации о ликвидации всероссийской общественной организации историко-просветительского, благотворительного и правозащитного общества “Мемориал” отказать”.
Почему Минюст не отозвал заявление после выполнения “Мемориалом” требований? Зачем нужен была битва в суде?
«Они хотели показать, что вынудили общественную организацию выполнить требования», - высказал свое мнение член правления российского общества «Мемориал» Ян Рачинский.
Завершил расстановку точек над i председатель совета «Мемориала» Олег Орлов: «Наши дальнейшие шаги – работать, но на более тяжелых условиях, Работать будем даже на кухне у себя дома».