МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Большинство россиян готово не есть западные продукты ради величия России

Об этом свидетельствует исследование Института социологии РАН

Институт социологии РАН представил масштабное исследование — «Российское общество в контексте новых реалий». Доклад говорит о возросшем уровне тревожности россиян, раскрывает некоторые детали межнациональных отношений. В презентации принимали участие директор Института социологии РАН с коллегами.

Фото: Наталья Мущинкина

По словам руководителя исследования, директора института Михаила Горшкова, социологи старались предоставить «голографическую картинку». Выборка респондентов разрослась до 4000 человек — ВЦИОМ и "Левада-центр" обычно опрашивают около полутора тысяч, — а уровень погрешности остался прежним — в районе двух процентов.

«На этот момент около половины россиян воспринимают ситуацию как кризисную», — заметил Горшков.

В психологическо-эмоциональном плане на девять процентов выросло число россиян, «ощущающих чувство тревоги» — с 14 процентов в 2013-м году до 25 в 2014-м. Число «положительно настроенных» россиян снизилось на те же девять процентов: с 63 в 2013-м до 54 в 2014-м. Остальные пока не определились либо дали иные ответы.

Далее нам показали слайд на тему, что нужно, «чтобы Россия стала великой державой». 64 процента убеждены — требуется «развитая современная экономика», 56 — «высокий уровень благосостояния граждан». 44 процента респондентов — оказались милитаристами: по их словам, для возрождения РФ требуются «мощные вооруженные силы». И, нельзя не отметить, среднестатистический россиянин… Как бы это… Поумнел. «Возродить высокий уровень культуры» признали необходимым целых 39 процента — по сравнению со смешными 23 процентами в 2005-м это кажется достойной цифрой. Где-то внизу таблички внизу скромно притаились «права и свободы человека»: их соблюдение посчитали целесообразным всего 14 процентов.

А мешают нам, естественно, антироссийские силы. По мнению 61 процента опрошенных, угрозы возрождения «исходят из рубежа». 18 процентов заметили бревно глазу и сообщили, что «угрозы находятся внутри страны». Остальные затруднились ответить. «Произошла кардинальная смена полюсов угрозы — по нашим данным, она произошла именно в текущем году», — прозрачно намекнул Горшков. Действительно: в 2005-м картина была почти обратная: около 60 процентов — «угрозы изнутри», 40 — «извне», один процент не определился с ответом.

Под конец аналитики наддали оптимизма. Россияне «готовы лично идти на отдельные жертвы ради роста международного авторитета страны», — прокомментировал Горшков. И подтвердил мнение диаграммой. 80 процентов могут отказаться от продуктов питания из «стран Запада», 64 — от западных товаров длительного пользования. Понятие «стран Запада» раскрывалось лишь на третьей строчке: когда 55 процентов сказали, что в состоянии отказаться от «туристических и деловых поездок в Евросоюз и США.

— Уже уходите? — поинтересовалась у меня девушка на регистрации. — А фуршет?

— Казенного не ем, — мрачно ответил я. И вдруг опомнился. — Что, кормить будут?

— Да! Говорят, вкусно будет. Салатики, шашлычки…

— Знаете, социологи только что рассказывали, что большинство россиян готовы отказаться от некоторой пищи ради международных завоеваний… — сказал, шутя, я. В разговор вклинилась коллега собеседницы, присовокупив:

— Ничего не стесняются.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах