Впервые шанс выйти на свободу появится у тех, за кого просят сами потерпевшие и тюремщики. «МК» выяснил, какие еще предложения по амнистии подготовила для Президента комиссия при Совете по правам человека.
То, что амнистия в этом году состоится, уже ни у кого не вызывает сомнения. Более того, в кулуарах Кремля поговаривают, что грядущая будет одной из самых масштабных. Причем, для этого есть все основания: с одной стороны, нужно разгрузить тюрьма, с другой - улучшить экономику в стране за счет осужденных бизнесменов.
- Не так давно президент озвучил, что необходимо амнистировать капиталы, - говорит эксперт комиссии СПЧ, создатель соцсети «Гулагу. Нет» Владимир Осечкин. - Больше половины уехавших из России бизнесменов - сбежали, поскольку на них были возбуждены уголовные дела. Львиная доля этих дел — заказные. Если гарантировать бизнесменам амнистию капитала, они начнут возвращаться. Но что с ними будет здесь? Да, их капиталы не тронут, но их личную безопасность никто не гарантирует. И если несколько таких предпринимателей сразу же по возвращении посадят, это спровоцирует новую волну оттока капиталов. Поэтому мы предложили в первую очередь амнистировать предпринимателей, на которых заведены дела или которые уже осуждены по трем статьям УК - 201, 159 и 160. Сюда входят практически все экономические преступления, включая в сфере кредитования и страхования. Да, в итоге под амнистию попадут одиозные фигуры вроде Васильевой, Сердюкова и Навального, но зато мы вернем в страну талантливых бизнесменов.
Примечательно, что члены СПЧ предложили поменять саму концепцию амнистии. Разработаны критерия, на которые будут ориентироваться при выборе счастливчиков.
- Надо в первую очередь амнистировать тех, кто до приговора был на свободе и не совершил при этом противоправных действия (не сбежал, не давил на следствие, не угрожал потерпевшим и т. д.), - говорит член СПЧ Андрей Бабушкин. - Таких примерно 30 тысяч человек. Вторая категория - те, на освобождении которых настаивают сами потерпевшие. Таких осужденных около 40 тысяч. Третья категория - кто сами проявили инициативу по возмещение вреда (то есть суд их не обязал, а они все равно выплатили деньги пострадавшим) — это примерно еще 4 тысячи людей. Кроме того, мы предлагаем в рамках амнистии снизить сроки не менее 300 тысячам заключенных. Можно разработать объективные критерии, кому и на сколько. Скажем, человек освоил за решеткой одну профессии — срок сократить на полгода, две - на год. В итоге мы мгновенно не выплеснем огромное количество осужденных (это могло бы быть опасно), но дадим им возможность выйти раньше.
Правозащитники предложили не амнистировать откровенных злодеев, а также тех, кто совершил преступления с необратимыми последствиями — к примеру, лишил другого человека глаза, жизни (в том числе довел до самоубийства, сбил на машине во время ДТП). Любопытный нюанс — последнее преступление не относится к категории тяжких, но поскольку последствия необратимые, то досрочного освобождения тем, кто его совершил, ждать не придется. Такой подход применят впервые в российской истории.
Новая амнистия, по прогнозам экспертов, сыграет важную политическую роль. Россия после ее проведения не будет входить в десятку стран с самый большим количеством заключенным на 100 000 жителей. Наша страна переместиться примерно на 40-50-ые места.