С новым годом в Донецк пришла громкая и странная блокада. Громкая – потому что СНБО объявило о новом режиме перемещений в зоне АТО на всю страну. Странная – потому что выполнять это решение сразу никто почему- то не стал.
Из органа, который нынче возглавляет Александр Турчинов, сначала вышло распоряжение об особом контроле над перемещениями в зоне АТО. Предполагалось, что армией будут закрыты все дороги кроме семи утвержденных транспортных маршрутов и будет вводиться специальная система пропусков. 6 января грянул гром – сообщение о том, что в населенные пункты, находящиеся под контролем вооруженных формирований самопровозглашенных республик, будет прекращена продажа автобусных билетов. Довеском к этому вдруг обнаружилось, что если предварительная продажа билетов на железнодорожные поезда в Украине стартует за сорок дней, то в зону АТО ты можешь купить билет только за пять дней до отправления своего поезда.
Но и 6 января и позже автобусное сообщение с Донецком не прервалось. Автобусы, маршрутки и просто машины с людьми как проезжали через пять блокпостов между теми же Мариуполем и Донецком, так и продолжали проезжать. Проблема случилась только одна – теперь автобусы из Константиновки (а значит и Краматорска и Славянска – прим. Д.Д.) не стали пускать в Донецк по короткому маршруту через Красный Партизан, а снова, как в августе, отправили вокруг города через Красноармейск и Курахово. Это 3,5 часа в дороге вместо полутора обычных. Но это препятствие вполне может быть связано с активизацией артиллерийских перестрелок в последние недели.
А так люди, хоть и с неудобствами и проверками, но въезжают и выезжают в Донецк по-прежнему.
А вот грузы - нет. Причем без какого либо объявления войны. Как удалось выяснить МК, неразрешимые проблемы с вывозом продукции возникли у всех. Другое дело, что этих «всех» трудно обнаружить. Новогодние праздники, руководство выехало подальше отдохнуть, а в Донецк и Макеевку, кстати, встречать Новый год приехало множество беженцев – билеты перед праздниками из Киева на Константиновку и Мариуполь купить было невозможно. Соответственно и предприятия в большинстве своем на каникулах. Но вот «кабельщики» нарвались.
Причины везде одни и те же. На украинских блокпостах не пропускают груженые машины, ссылаясь на «распоряжение СБУ». Мой источник в одной из коммерческих структур кричал мне: «Ты понимаешь, сколько они потом снимут с каждой машины, с каждого груза? Если в наличии есть негласное распоряжение, которое никак и никто не может проверить? И кто там увидит, сколько машин не прошло или прошло через Курахово?!»
То, что мой товарищ нервничает, вполне понятно – первые руководители практически у всех компаний «вне зоны доступа», и договориться или хотя бы задать вопросы на более высоком уровне никто не может.
Но и, судя по всему, коррупционной схемой тут пока не пахнет. Грузовики то стоят! Из-за праздников это пока не так заметно, но сразу после них негласная экономическая транспортная блокада выйдет на первый план.
Как известно, Украина с Крымом прервала пассажирское сообщение, но грузовики с теми же продуктами питания на полуостров и обратно идут. С Донецком, похоже, все делают наоборот.
Дмитрий Дурнев, "МК -Донбасс"