МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Президент Обама пристыдил Голливуд за трусость

Фильм об убийстве северокорейского лидера вызвал скандал и угрозы

Через несколько дней после того как российский президент провел пресс-конференцию об итогах уходящего года, аналогичную пресс-конференцию устроил Барак Обама. Слово «аналогичная» относится лишь к форме общения со СМИ. Все остальное было в разительном противоречии. Президент РФ говорил о таких важнейших событиях как падение цен на нефть и обвале рубля и о влиянии этих событий на российскую экономику. А вот Обама все свое выступление посвятил тому, как кинокомпания Sony Pictures отказалась от проката в Америке фильма-комедии «Интервью», приуроченного к Рождеству.

Фото: Александр Астафьев

До этого хакеры, нанятые, как считают, Пхеньяном, взломали все компьютерные системы Sony Pictures. А затем последовал ультиматум: кинотеатры, которые покажут «Интервью», будут взорваны по примеру 11 сентября 2001 года. Sony Pictures почесала голову, вернее, схватилась за нее, и предпочла отказаться от проката «взрывоопасной» комедии, создание которой обошлось ей почти в $50 млн. Лучше уж миллионы коту под хвост, чем новый 9/11.

Именно этой истории была посвящена пресс-конференция Обамы. Президент заявил, что Вашингтон ответит «пропорционально» на кибератаку против Sony Pictures, но он одновременно подверг критике эту голливудскую компанию за то, что она поддалась шантажу, отказавшись от проката «Интервью». Обама специально умолчал о характере «пропорционального» ответа. Он ограничился лишь тем, что сказал: ответ будет дан «в месте, во времени и характере, которые мы сами изберем». Пресс-конференция была устроена в канун двухнедельных президентских каникул, которые Обама с семьей проведут на Гавайях. По-видимому, именно там советники предложат ему опции «пропорционального» ответа.

Обама выступил в Белом доме через несколько часов после того, как ФБР объявило, что получило исчерпывающие доказательства участия Пхеньяна в шантаже, что именно он организовал взлом киберсистем Sony Pictures. Если Обама сдержит свое слово о «пропорциональном» ответе, то это будет первым случаем реакции Вашингтона на кибератаку в рамках Америки, сопровождаемой обвинениями в адрес иностранной державы, причем не только в краже интеллектуальной собственности, но и в попытках разрушить объекты на американской земле. До этого Вашингтон ограничивался лишь скорее символическими репрессиями, например, против одного подразделения китайской армии, похитившего американскую интеллектуальную собственность.

Вот почему история о том как Голливуд «сбледнул с лица» приобрела государственные масштабы и значение. «Это вам не сплетни о том, что Анджелина Джоли «избалованная деваха» или список фильмов с расовым уклоном, которые, якобы, предпочитает смотреть Обама», — пишет «Нью-Йорк таймс».

Фильм «Интервью» об успешном покушении на северокорейского президента и скандал, разыгравшийся вокруг него, были расценены Обамой как оселок и он разыграл гамбит под названием «Не могу молчать». Досталось не только Пхеньяну, но и Голливуду, который «забыл», что Америку нельзя запугать. Имея в виду руководство Sony Pictures, Обама сказал: «Они должны были сначала посоветоваться со мной. А я бы им сказал: «Не становитесь на путь уступок подобным криминальным атакам. Мы не можем иметь общество, в котором какой-то иностранный диктатор начинает устанавливать свою цензуру». Это может подхлестнуть и других, добавил Обама.

Глава « Sony Pictures Майкл Линтон немедленно отреагировал на выпад президента. Он сказал, что Обама «не понял фактов». Оказывается, свыше 80% американских кинотеатров отказались от показа «Интервью». Поэтому, мол, у «Сони» не было иной альтернативы кроме как снятия фильма с проката. «Мы не струсили, мы не поддались, мы не отступили», — утверждал Линтон. По его версии «струсили», поддались и отступили владельцы кинотеатров.

В США 39 тысяч киноэкранов. Представьте на минуту, что бы произошло в стране, если бы хоть бы один кинотеатр взлетел на воздух, демонстрируя «Интервью»? Америка оказалась бы в глубоком шоке. Сотни погибших. Обвинения против Sony Pictures, а главное — против Белого дома Обамы, преступно недооценивших угрозу. Схватки на Капитолии, паника в Голливуде. Ну а если бы были взорваны десять кинотеатров? Это было бы похлеще 9/11 и вызвало бы кризис власти в Вашингтоне.

В ходе пресс-конференции Обама не упустил возможности подколоть Пхеньян, который, мол, боится даже грубо сколоченных голливудских комедий. «Думаю, все это свидетельствует о положении и неуверенности в себе северокорейского режима, мобилизовавшего все государство против голливудского фильма, в котором играют сатирические звезды Сет Роген и Джеймс Франко», _ произнося эти слова, Обама презрительно усмехнулся.

Я уже упомянул, что Обама выступил после заявления ФБР. В нем говорилось о сходстве почерка кибертеррористов — кодов, зашифрованных алгоритмов, методов подачи информации и так далее. Все они указывают на Пхеньян. Аналогичные методы, утверждает ФБР, Пхеньян применил против южнокорейских банков и СМИ в 2013 году, а также против Саудовской Аравии. По словам Обамы в нынешней «эпопее» против Голливуда никакие государства кроме КНДР не участвовали.

Заявление ФБР было тесно скоординировано с Белым домом. Оно свидетельствует о степени интенсивности расследования дела об «Интервью». Еще совсем недавно ФБР утверждало, что у него нет доказательств причастности официального Пхеньяна к преступлениям хакеров. Сейчас обращают внимание на то, что действия хакеров характеризуются не как «кража», а как «атака». Отсюда решение Обамы — ответ должен последовать не от Голливуда, а от Вашингтона. По словам Джеймса Люиса, эксперта по кибербезопасности, «сейчас США должны решить, как можно лучше всего ответить и какое количество риска они готовы взвалить на себя. Важен и сигнал из Вашингтона — тот, кто замыслит нечто подобное, получит более резкий отпор».

Вашингтон не слишком распространяется о том, какими методами он получил данные, опубликованные ФБР. Однако в здешних медиа говорят о том, что это результат «имплантации», примененной Агентством национальной безопасности (АНБ), деятельность которого разоблачил Сноуден. Это оказалось не так просто, поскольку у Северной Кореи слабо развито общение по Интернету, особенно с заграницей, а ее лучшие компьютерщики редко покидают свою страну.

А теперь о том, ради чего разгорелся весь этот сыр-бор.

Мне повезло. Не в том смысле, что я видел «Интервью», а в том смысле, что северокорейские террористы меня не взорвали. Смотрел я этот фильм на медиа-показе в мультиплексе «Regal» на Таймс-сквер. В отличие от обычных показов нам сервировали бесплатно «маргариты». Представители второй древнейшей профессии явно налегали на спиртное, видимо, пытаясь заглушить неприятное ощущение подползающего к горлу страха. Все смотрелись гоголем — вот какой я, мне пхеньянские бомбисты нипочем! А, быть может, Sony Pictures накачивала нас алкоголем, чтобы мы не заметили пустопорожность фильма? Да, это было действительно много шума из ничего или из задницы одного из «героев», прятавшего в этом укромном месте запал от взрывного устройства.

Учтите, что «Интервью» комедия, притом грубая, а не политический триллер. Ее контрапункт не убийство Кима, а неуверенность в себе американского мужика образца ХХI века. Именно в этом амплуа сделали себе имя Роген (он же и режиссер фильма) и Франко, подкрепляемые грубым юмором, обнаженными женскими телами, притом «азиатскими» — для пикантности, и намекали на гомосексуализм.

В фильме Франко и Роген играют роли ведущего и продюсера какого-то таблоидного шоу. Они узнают, что Ким фанат их шоу. Тогда они решают проинтервьюировать этого фаната. Но тут им на хвост садится агент ЦРУ. (Ее играет Лиззи Каплан, героиня телесериала «Мастера секса»). И вот мастер секса и ЦРУ уговаривает киношников вспомнить о патриотизме и отравить Кима. Киношники, сообразив, что Америка не только Голливуд, соглашаются. В процессе подготовки яд сменяется ракетой.

Во второй половине фильма напряжение, наконец, начинает нарастать. Действие переносится в Северную Корею. И тут оказывается, что актер Рэндел Ларк, играющий северокорейского вождя, начисто забывает фирменных голливудских звезд. В какой-то момент он даже начинает походить на реального Кима, но затем законы жанра делают свое черное дело. Перед нами возникает образ печального, сентиментального мужчины-мальчика, который, в конце концов, все-таки достоин смерти, ибо он все-таки носитель не печали, а зла. («Злой мальчик», но не Чехова). Неубедительность всей ситуации даже в рамках абсурдного жанра накладывает свой отпечаток и на игру артистов. Она тоже неубедительна...

А теперь вернемся к тому с чего начали — со сравнения пресс-конференций президентов России и США. Оба они выступали согласно принципу «у кого что болит, тот о том и говорит». Упоминание Обамой Голливуда лишь внешне дает окраску легкомысленности его пресс-конференции. В действительности президент США схватил за рога самую волнующую проблему современной Америки — не эпидемию Эболы, не Украину и Путина, а международный терроризм. Все остальные проблемы или временные, или решаемые, какими бы трудными они не были. Это, конечно, для Америки, экономика которой находится на подъеме, где безработица рассасывается, а доллар укрепляется, где ее жители беспокоятся не столько о завтрашнем дне, сколько о том, чтобы их не взорвали сегодня.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах