После этого Палестина рассчитывает на принятие в ООН на правах полноправного члена (с 2012 года у нее есть статус государства-наблюдателя). Когда именно резолюция будет рассмотрена, пока неизвестно. Однако уже сейчас понятно, что голосование она вряд ли пройдет, заявил «МК» президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский.
– США, безусловно, наложат вето на эту резолюцию, – уверен эксперт. – Если этого не произойдет, то американский Конгресс съест президента Обаму живьем и без соли. При этом сама резолюция весьма печальна: она означает бесславный конец палестино-израильского урегулирования и, с моей точки зрения, означает абсолютный крах идеи палестинской государственности. Потому что нарушить все договоренности с Израилем, вследствие отсутствия желания и, быть может, самой возможности подписать финальные документы, но при этом требовать признания из милости и наполовину находящегося на содержании того же Израиля того образования, которое именует себя государством, - это катастрофа. Более того, это катастрофа легитимности международного права и системы коспонсорства. Сам факт того, что большая часть конспонсоров бывшего мирного процесса поддерживает эту резолюцию, полностью лишает их легитимности в глазах израильтян, являющихся, вообще-то, главными инициаторами идеи палестинского государства. Как следствие, понятно, откуда все это происходит: Абу Мазен [президент ПНА Махмуд Аббас – Авт.] не может продвинуться дальше, чем Арафат, а тот не собирался заканчивать конфликт. Понятно, что Абу Мазен чрезвычайно пожилой человек и, чтобы войти в историю, он обязан сделать нечто вроде того, что мы видим, даже если это все похоронит. Короткое описание нынешней картины содержится в старинной израильской поговорке «Палестинцы никогда не упускают шанс упустить шанс». То, что происходит, это не для палестинцев как народа, не для их государственности, а для палестинских нотаблей, которых интересует не результат, а процесс — и из него они еще, конечно, выжмут несколько миллиардов долларов. Но для палестинцев это катастрофа. Как, впрочем, и признание европейцами ХАМАСа как нетеррористической организации, что абсолютно обнуляет их шансы на любое влияние на Израиль сегодня.
– Как поведет себя на голосовании Россия?
– К огромному сожалению, ветирование Штатами резолюции, означает, что Россия, уже обещавшая ее поддержать, не воздержится (а учитывая ситуацию с санкциями, нам это было бы важно, чтобы сохранить Израиль как канал поступления высоких технологий и многого другого), а проголосует за нее. То есть наша дипломатия разменяла Израиль, являющийся нашим единственным каналом связи с западным рынком, на палестинские ордена, которые вручил начальству Абу Мазен.
СПРАВКА «МК»: Как известно, Палестинская национальная администрация (ПНА) была переименована Махмудом Аббасом в Государство Палестина более двух лет назад — в январе 2013-го. «Государство Палестина» было провозглашено национальным советом Организации освобождения Палестины (ООП) в Алжире в ноябре 1988 г., когда ООП приняла в одностороннем порядке декларацию о палестинской независимости, провозгласив столицей Иерусалим. Впрочем, государство существовало только на бумаге, так как никакой части палестинской территории ООП в то время не контролировала. Это однако не помешало ряду стран объявить в разное время о признании «Государства Палестина» и установить с ним дипломатические отношения (на сегодняшний день о признании объявили более 130 членов ООН, в то же время палестинское государство не признано большинством стран Запада). СССР официально признал палестинское государство 18 ноября 1988 г., а в январе 1990 г. представительство ООП в Москве было преобразовано в Посольство Государство Палестина (в то время отношения между СССР и Израилем были еще разорваны). Под этим названием дипломатическое представительство в России существует и по сей день. В то же время российская дипмиссия в Палестине (хоть и значится на сайте МИД РФ под рубрикой «Государство Палестина») официально именуется «Представительство Российской Федерации при Палестинской национальной администрации» и находится на Западном Берегу в Рамалле.