Билль о санкциях предусматривает новые меры против военного и энергетического секторов российской экономики. Он дает президенту право истратить 350 млн. долларов на военную помощь Украине, включая антитанковое оружие, тактические разведывательные дроны и контрартиллерийский радар.
Пресс-секретарь Белого дома Джош Эрнест объявил об этом решении во вторник, 16 декабря, рассказав одновременно о «муках сомнения», которые, якобы, «терзали» его босса. Эрнест признал, что новый билль послал «смущающий мессидж» международному сообществу, поскольку язык этого закона «не отражает реалии консультаций» с европейскими союзниками. По словам Эрнеста, Обама решил превратить билль в закон, поскольку билль содержит «определенную гибкость, дающую ему поле для манёвра».
Новые санкции понятно, что накладываются на падение рубля, на усиливающееся бегство капиталов из России и на надвигающуюся тень рецессии. (Беда никогда не гуляет в одиночку.) Предыдущий раунд санкций, наложенных Вашингтоном и Евросоюзом на Россию, тоже наслоился на ее внутренние трудности, вызванные падением цен на нефть, и усугубил их. Тем не менее, мистер Эрнест не преминул подчеркнуть, что значительная доля вины за экономические трудности России лежит на Кремле. «Это знак неудачи стратегии президента Владимира Путина по оживлению России», — сказал пресс-секретарь Белого дома. Навесил он на Кремль и вину за «изоляцию от широкого международного сообщества».
Для Москвы закон о новых санкциях не был неожиданностью. Министр иностранных дел России Сергей Лавров в интервью «Франс 24» заявил, что Россия не только переживет новые санкции, но и выйдет еще более сильной из своих экономических тягот. Министр добавил, что Россия за всю свою историю бывала и в куда более тяжких ситуациях. Лавров подчеркнул также, что имеются серьезные основания предполагать, что Соединенные Штаты преследуют стратегию изменения режима в России, стратегию свержения правления Путина. Он сказал, что его не удивляет русофобия Конгресса США, поскольку 80% членов вообще никогда не покидали Америки, по-моему, аргумент весьма сомнительный, хотя изоляционизм, конечно, не прогрессивное явление.
Предыдущие санкции против России, одобренные Обамой, отрезали основные российские банки от американских кредитных рынков, заблокировали трансфер технологий для длительного поиска энергетических ресурсов и заморозили авуары людей, которые здесь считаются лицами, приближенными к персоне российского президента. Этим же лицам запрещен въезд в США, И на том этапе санкций Обама пытался тормозить эскалацию конфронтации с Россией и шагать в ногу с Европой, которая не в восторге от санкций, ибо имеет более тесные экономические отношения с Россией.
Но вот 80% конгрессменов, никогда не пересекавших океан, этого, видимо, мало. Отсюда новый закон, который перехлестывает не только санкционные запросы Европы, но и преференции самого Обамы. Так, Обама выступает против передачи Киеву летального оружия, опасаясь, что это лишь обострит украинский конфликт.
Так вот билль Конгресса «разрешает» поставки Украине летального оружия, но не «требует» этого. Выбор за президентом. Или другой пример. Билль дает право президенту наложить санкции на девять российских адресатов, но Обама может ограничиться лишь тремя. Под ударом на сей раз оказался Рособоронэкспорт, главный оружейный экспортер Москвы. Вместе с ним под гусеницы санкций попали и другие военные компании, которые с точки зрения Вашингтона создают «нестабильность» в Украине, Грузии, Молдове и Сирии. Одновременно билль дает право президенту отменять санкции, если по его мнению, это в интересах национальной безопасности Америки.
Билль также «разрешает» президенту, хотя и «не требует» от него, наложения санкций на те межнациональные корпорации, которые инвестируют в некоторые «необычные» проекты, связанные с российской нефтью crude. Санкции затрагивают и дальнейшее ограничение экспорта оборудования для энергетического сектора России. Кроме того, в билле конгресса говорится о запрещении инвестирования в Газпром и его кредитования.
Где санкции, там и пропаганда. Билль выделяет по 10 миллионов долларов на каждый финансовый год (в течение трех лет) для «борьбы с российской пропагандой в странах, входивших в Советский Союз, и для финансирования радиопередач на русском языке на Украину, Грузию и Молдавию. Кроме того, ассигнуются 20 миллионов долларов на три года на «промоушн демократии, независимых СМИ, бесцензурного использования Интернета и антикоррупционных усилий в России».
Спонсоры билля Роберт Менендес, демократ от штата Нью-Джерси, являющийся председателем сенатского комитета по иностранным делам и Боб Коркер, республиканец от штата Теннесси, старший в комитете по иностранным делам от своей партии. Согласие обеих палат и их членов с биллем было настолько трогательным, что он был одобрен аж без голосования! Ненависть к России способна творить чудеса, делая близнецами, казалось бы, непримиримых врагов.
Спикер палаты представителей Джон Бейнер, республиканец от штата Огайо, надавил на президента, требуя от него подписания билля. «От имени палаты народа я требую от президента Обамы подписания этого двухпартийного законопроекта», — заявил он.
Обама последовал этому «совету», но лишь после того как его советники и эксперты, изучив билль, пришли к выводу, что он дает президенту достаточную свободу для маневрирования. Как сказал пресс-секретарь Белого дома Эрнест: «Президент намерен подписать билль, принятый Конгрессом. Но мы имеем некоторые сомнения по его поводу. Хотя он и содержит определенную гибкость, но одновременно шлет смущающие посылы нашим союзникам, ибо содержит такой язык санкций, который не отражает наши идущие сейчас консультации с Европой».
Конечно, можно предположить, что гавот, который танцуют вокруг билля о новых санкциях против России президент и Конгресс США, затеян ими для обмана европейских союзников Вашингтона. Но не полные же идиоты сидят в Брюсселе и европейских столицах, чтобы клюнуть на такую грубую наживку — скорее, чечетку, чем гавот. История с этим последним биллем вновь показывает, что антироссийским закоперщикам на реках потомакских выступает не столько Обама, сколько республиканский конгресс, закупленный с потрохами Уолл-стритом. Мне несколько раз приходилось писать о том, что российская пресса (разумеется, не вся) ошибочно сосредотачивает свой основной критический огонь на президенте США. Он как раз пытается тормозить бронепоезд антирусизма, несущийся с Капитолийского холма. Не из любви к Москве, разумеется, а потому, что понимает опасность этой слепой ярости, этой безоглядной ненависти для Соединенных Штатов, которые он, в отличие от России, любит.