- На что сейчас живет Донецк? Есть ли средства в бюджете?
- У нас и самого бюджета нет. Украина украла у нас 370 миллионов гривен, которые находились на казначейских счетах Донецкого городского совета, все эти средства были заблокированы, и в результате, к сожалению, в ручном варианте приходится сейчас перераспределять то, что мы получаем от населения за ЖКХ и транспорт. Это единственные живые деньги. Мы поставили режим жесткой экономии на всех коммунальных предприятиях. Тем, кто непосредственно занимается хозяйственной деятельностью, стараемся выплачивать зарплаты из собранных средств. Для остальных же просим у главы государства (Александр Захарченко- авт.) на сегодняшний день Александр Владимирович нам выделил из резервного фонда порядка десяти миллионов гривен для этих целей.
- А чем и где горожане платят квартплату?
- Около месяца назад мы открыли кассы на предприятиях, чтобы население могло оплачивать услуги ЖКХ на местах и это не уходило в украинские банки. Новшество несколько снизило уровень оплаты. Месяц назад он был порядка 70 процентов от положенного, сейчас упал до 40-42, люди еще плохо ориентируются, куда им теперь платить. Но мы ведем постоянную разъяснительную работу. А я сам, например, плачу за квартиру сразу за три месяца вперед. Хочу добавить, что у нас, несмотря ни на что, введен мораторий на рост цен на жилищно-коммунальное хозяйство. Ни услуги ЖКХ, ни проезд в общественном транспорте с начала боевых действий не подорожали.
- В домах холодно, наверное?
- Как раз нет. Топить мы начали с 15 октября. Топить есть чем. В отличие от Украины, где до сих пор, насколько я понимаю, с этим проблемы. Вчера ездил в наш донецкий детский садик с проверкой, там в комнатах 24 градуса тепла, детки в одних колготках бегают, играют. 15-20 человек в группе. А киевские малыши, насколько я знаю, в своих садиках ходят в шубах.
- В разбомбленных домах люди остаются?
- Нет, конечно, жильцы квартир, которые не пригодны для жилья, переехали в общежития и пансионаты города.
- Ополченцы нарисовали мне такую картину-сюр: одну улицу утюжат "Градом", а на другой - соседней - меланхоличные дворники собирают опавшую листву в черные мешки.
- Так и есть. Кроме стрельбы, Донецк ничем не отличается от обычного города. Также убираем, ремонтируем. Кстати, люди стали замечать, что с началом войны город даже стал чище. Беда объединяет.
- Откуда к вам поступает электричество? И бывают ли плановые веерные отключения, как во многих областях Украины сейчас?
- Электричество мы получаем из Украины. Это не от большого благородства, просто нас невозможно отключить технически. Действует единая энергосистема, которая создавалась при Советском Союзе. И отрубить нас - себе дороже, тогда все полетит. Веерных отключений электричества нет. И даже горячая вода всегда, во всех девяти районах.
- Работают ли магазины? Какие цены на товары первой необходимости?
- Устриц, к сожалению, в донецких магазинах не наблюдается — хотя и очень хочется. Но торговые точки все работают по графику. Полки не пустые. Люди с голоду не умирают. Хотя нас пугают постоянно перспективой гуманитарной катастрофы. Но со стороны Украины действительно осуществляются попытки заблокировать доставку к нам продуктов питания, не пропускают машины.
- Может ли, если исходить из малого количества наличности на руках у горожан, быть введена некая распределительная, талонная система?
- Думаю, что справимся без этого. К тому же из России поступает помощь. Продукты раздаются по районам, управлениям соцзащиты. Все социальные службы в Донецке сохранены. Одиноким старикам помогаем. Открыты пункты бесплатного питания.
- Порошенко отказался платить пенсии и пособиям бунтующим регионам. Как выходите из этого положения?
- На сегодняшний день по предложению Захарченко в городе выплачиваются пенсионные пособия. Принято решение по их усредненной сумме, мы не имеем возможности платить по 4-5 тысяч гривен, но будем выдавать 1800 гривен каждому — чтобы точно хватило на всех.