Как жаль, что разбился Кристоф де Маржери. Глава Total был последним союзником России в продвижении энергетических интересов нашей страны в европейскую сторону. Теперь союзников у нас практически не осталось. Считать таковыми премьер-министра Венгрии Виктора Орбана или президента Сербии Томислава Николича, которые до сих пор надеются на возобновление строительства «Южного потока», даже несмотря на их статус руководителей своих стран, сложно. Всего через полтора месяца после трагической гибели де Маржери мы заявили, что не будем строить «Южный поток» и пойдем в обход через Турцию.
Глава «Газпрома» Алексей Миллер в своем выступлении в минувший уик-энд был даже более категоричен, чем Владимир Путин после встречи в начале прошлой недели с президентом Турции Реджепом Эрдоганом. Если Путин сказал, что «Южного потока» уже не будет и новая ветка «Газпрома» будет проложена только до Турции, то Миллер разъяснил: более того, эта страна станет основным распределительным газовым центром в Европе, заменив на этом месте сразу два государства — Украину и Болгарию.
Сейчас в Европу российский газ поступает по нескольким маршрутам. Большая часть идет через Украину. В советские времена украинская газотранспортная система могла переправлять на Запад до 140 млрд кубометров в год. Проблемы в отношениях Москвы и Киева, который попросту воровал российское «голубое топливо», предназначенное Европе, заставили «Газпром» искать альтернативы. Сначала был достроен газопровод «Ямал—Западная Европа» через Белоруссию объемом до 10 млрд кубов. Его можно удвоить, но этого все равно не хватит. Тогда придумали «Северный поток» через акваторию Балтийского моря с конечной мощностью в 55 млрд ежегодно.
Первая часть плана «Газпрома» осуществилась: «Ямал—Западная Европа» и «Северный поток» были построены. Это позволило России снизить поставки через Украину вдвое. Однако чтобы окончательно обойти Украину, нужно было построить и третью трубу.
В «Газпроме» разработали трубопровод «Южный поток», который бы прошел по дну Черного моря и через Болгарию и Сербию доставил топливо в Центральную Европу.
Построить первую нитку этой трубы рассчитывали к декабрю 2015 года. Ее общая пропускная возможность оценивалась в 64 млрд кубометров. Это бы совсем выключило Украину из списка стран — транзитеров российского газа в Европу.
Евросоюз, энергобаланс которого и так на четверть зависит от поставок газа из России, не стал мириться с угрозой еще большей монополии «Газпрома» на своем рынке. Помимо обвинений российского концерна в ценовом сговоре был введен в действие «третий энергопакет», который предусматривает разделение добычи, транспортировки и розничной продажи газа между разными игроками рынка.
Эти правила уже были к тому моменту введены в Великобритании и Нидерландах. Они не привели к снижению цен на газ для конечного потребителя, но и способствовали развитию местных газовых посредников.
В итоге, как отмечает Алексей Миллер, Брюссель как мог тормозил «Южный поток». Все это надоело не только «Газпрому», но и конкретно Владимиру Путину. После того как Болгария по требованию Брюсселя намертво запретила прокладку газопровода по своей территории, российский президент заявил об окончательном и бесповоротном отказе от этого проекта.
Для многих стран-транзитеров это оказалось полной неожиданностью и грозит потерями для бюджетов в миллиарды евро. Не случайно они соберутся 9 декабря, чтобы выяснить отношения между собой и с Россией.
Правда, судя по всему, будет поздно. Как Алексей Миллер заявил, на «Южном потоке» поставлен крест. В ближайшем будущем «Газпром» поменяет концепцию своих поставок в Европу: концерн отказывается от борьбы за конечного потребителя (тем более что борьба с условиями «третьего энергопакета» оказалась бессмысленной). Зато «Газпром» нашел посредника, который займет место главного газораспределительного центра в Южную и Центральную Европу. Это место должна занять Турция. Только отношения с ней будут другими, нежели с Украиной: весь российский газ, предназначенный в том числе и Европе, будет продаваться по достижении турецкой территории. Речь может пойти о до 50 млрд кубометров транзита в Европу в год, что сопоставимо с поставками через Украину.
«Работа «Северного потока» и газопровода через Турцию сделает транзит газа через Украину бессмысленным», — поставил точку Алексей Миллер.
Эксперты предупреждают Россию о новых рисках: Анкара может не справиться с таким потоком газа и резко сократить закупки (кстати, такое уже было после завершения строительства действующего газопровода «Голубой поток» в 2003 году). Впрочем, Турции уже снижены цены на российский газ на 6%. Этот дисконт позволил получать стране на 3 млрд кубометров дополнительного топлива.
Кроме того, Владимир Путин избрал путь через Турцию и по другой очень простой причине. Болгария является членом Евросоюза и не в состоянии отказаться от требований Брюсселя, как бы ей этого ни хотелось. А у Турции всего лишь подписано соглашение об ассоциации с ЕС, в который эту страну вряд ли в обозримом будущем примут. И Анкара может не идти на поводу у Брюсселя. Как это делает сейчас София.
А что касается Украины, то газ из России она будет получать только для своих нужд и только на условиях предоплаты. В декабре Киев заплатил $378 млн и получит до 1 января около 1 млрд кубометров. Хотя ему нужно минимум вдвое больше.