То есть предполагается создание единого внешнего контура обороны, что позволит обеспечить открытие российско-абхазской границы. До сих пор ограничения на пересечение границы были связаны с опасностью проникновения со стороны Грузии преступников и террористов (напомним, что у Грузии открыта граница с Турцией, что позволило боевикам использовать ее территорию в качестве транзитного коридора на Северный Кавказ). Открытие границы между Россией и Абхазией, в свою очередь, будет способствовать дальнейшей экономической интеграции двух стран.
Договор вызвал критику со стороны абхазской оппозиции, которая утверждает, что он означает ограничение суверенитета Абхазии. Сам Хаджимба говорит, что абхазскому суверенитету ничто не угрожает. «Мы говорим о создании военного союза, который позволит Абхазии выглядеть совершенно иначе, — заявил он. — Никакие структуры мы ликвидировать не собираемся, как некоторые… говорят чуть ли не о слиянии Министерства обороны или вхождении в структуру Минобороны Российской Федерации. Все эти структуры будут работать на то, чтобы безопасность нашего государства была реальной». Границу между Россией и Абхазией тоже никто не отменяет, но она становится более открытой для свободного перемещения людей и грузов.
В ходе подготовки текста договора абхазская сторона внесла в него принципиальные поправки. В частности, если в российском варианте предполагалось взаимное упрощение процедур приобретения гражданства, то в абхазском тексте указывается, что только РФ примет дополнительные меры, направленные на упрощение процедур приобретения жителями Абхазии гражданства РФ. Это, без сомнения, уступка абхазским националистам.
Тем не менее оппозиционная ныне партия «Амцахара», состоящая из сторонников экс-президента Александра Анкваба, в день подписания договора намеревалась провести митинг протеста. Оппозиция утверждает, что по договору «одна из договаривающихся сторон фактически переходит на содержание другой», поэтому ни о каком партнерстве на таких основаниях речи быть не может.
Напомним, что Рауль Хаджимба, избранный президентом 24 августа 1994 года, находясь в оппозиции, имел репутацию чуть ли не «националиста». А отправленный оппозицией досрочно в отставку Анкваб в глазах некоторых московских экспертов почему-то выглядел «пророссийским» политиком. И вот теперь сторонники Анкваба, перейдя в оппозицию, критикуют новое руководство теми же словами, какими в недалеком прошлом их самих критиковали сторонники Хаджимба. То есть обвиняют в намерении «сдать» абхазский суверенитет России. Мы всегда утверждали, что бывший сотрудник советского КГБ Хаджимба настоящим национал-радикалом быть не может и «национальная карта» им разыгрывается в целях политической борьбы. Первые его шаги в качестве главы Абхазии это подтверждают. Нет никаких сомнений, что новый Договор с Абхазией полностью отвечает нашим национальным интересам.
Так что опасения относительно «националиста» Хаджимба оказались сильно преувеличенными.