Правительство, от имени которого законопроект был внесен в Госдуму, представлял зам. министра транспорта Сергей Аристов. Он напомнил, что проблема с безбилетниками в поездах и электричках возникла после ликвидации Министерства путей сообщения: с этого момента полицейские и чиновники лишились права штрафовать тех, кто не платит за проезд, а «выводить на дорогу свыше 5 тысяч ревизоров, чтобы ловить безбилетников для коммерческой организации, государство не считало необходимым».
В итоге «почти 10 лет безбилетники чувствовали себя спокойно, ответственности как таковой не существовало», сказал чиновник и пояснил новый подход, который изложен в законопроекте: отношения между зайцем и перевозчиком переводятся из административной плоскости в гражданско-правовую. То есть если пассажир без билета отказывается купить его у контролера, заплатив еще и некую дополнительную сумму за обслуживание вне кассы, перевозчик получит право взыскать штраф в судебном порядке. Этот механизм уже отработан в Финляндии, Польше и некоторых других странах Европы, где железные дороги прошли через приватизацию, объяснил г-н Аристов.
Про размер штрафа он говорить с трибуны не стал, уточнив лишь, что и при его расчете «исходили из общепринятой европейской формулы».
Между тем в тексте законопроекта прописано, что если речь идет об электричке или пригородном поезде, то с зайца перевозчик сможет требовать через суд сумму, равную тарифу на перевозку взрослого пассажира на расстояние 10 км, умноженному на 50. А если речь идет о поезде дальнего следования — сумму, равную тарифу на перевозку пассажира на 100 км, умноженную на 5. Эти деньги пойдут РЖД, а не государству, как было бы при взимании административного штрафа.
«Каков механизм оформления нарушений и взыскания штрафов?» — спросил Вячеслав Мархаев (КПРФ). Г-н Аристов пояснил: если заяц готов добровольно купить билет у контролера с дополнительной платой — все в порядке. Если пассажир не смог купить билет, потому что на станции или полустанке нет касс, — дополнительной платы с него не возьмут. Если гражданин отказывается и платить, и сообщать свои персональные данные для составления протокола для обращения в суд — «пресекается сама поездка, поскольку она является незаконной». «Пресекать поездку», по мнению зам. министра, должны сопровождающие поезд сотрудники полиции — они действуют на основании соглашения РЖД с МВД.
«Я очень много поездил на электричке из Московской области в Москву и могу сказать, что утром тебя вносят в электричку, а вечером тебя оттуда выносят, и даже несмотря на свой рост — 192 см, я находился там в висячем положении, то есть ноги не всегда касались земли», — поделился личным опытом Александр Старовойтов (ЛДПР). Ему «хотелось бы посмотреть, каким образом будут действовать представители перевозчиков в таких условиях».
Видимо, примерно так же, как они действуют сейчас: выставить из поезда наотрез отказывающегося платить или выходить зайца в большинстве случаев контролерам не удается.
Думский Комитет по транспорту в своем заключении тоже отметил, что алгоритм действий в случае отказа гражданина и платить, и назвать себя, подтвердив информацию документом, в тексте законопроекта не прописан, что делает реализацию предложенной схемы «невозможной».
Ответить на вопрос депутатов о том, сколько денег теряет РЖД от зайцев, зам. министра не смог. Он привел лишь данные самой РЖД, из которых следует, что от 25 до 30% пассажиров в час пик — зайцы. А в ответ на слова Владимира Федоткина (КПРФ) о том, что «проблему начинают решать не с того конца» (в электричках ездят бедные, а тарифы на перевозки растут гораздо быстрее, чем зарплаты), г-н Аристов напомнил, что за безбилетников ведь приходится платить другим пассажирам...
Впрочем, чиновник выразил намерение сотрудничать «по всем вопросам» при подготовке законопроекта ко второму чтению. Оно может состояться в конце декабря.