Когда законопроект голосовался во втором чтении в первый раз (было это в начале июля 2014 года), все понимали, что это второе чтение — не последнее, что осенью к тексту вернутся и продолжат искать компромисс между позицией Министерства культуры, Минкомсвязи, депутатов, интернет-сообщества и ассоциаций правообладателей. В Госдуме по решению спикера Сергея Нарышкина была создана специальная рабочая группа во главе с вице-спикером Госдумы Сергеем Железняком. Перед нами — результат ее трудов.
Действующий с августа 2013 года «антипиратский» закон, который касается кино- и телефильмов, разрешает Мосгорсуду по обращению правообладателя в качестве обеспечительной меры требовать от Роскомнадзора принять меры по блокированию сомнительного контента — вплоть до разбирательства дела по существу.
Теперь эти правила распространяются на все другие объекты авторских и интеллектуальных прав, кроме фотографий: музыку, программное обеспечение, книги, статьи... Получив от провайдера хостинга уведомление о необходимости ограничить доступ к незаконно размещенной информации, владелец ресурса обязан будет в течение одного рабочего дня «удалить такую информацию или принять меры по ограничению доступа к ней». А оператор связи, получив сведения о том, что та или иная информация распространяется без ведома правообладателя, обязан ограничить доступ к ней на основании судебного решения, причем специально оговорено: если технической возможности ограничить доступ к незаконно размещенной информации у оператора связи нет, он должен «ограничить доступ» ко всему ресурсу-нарушителю. Кстати, техническая возможность блокировать отдельную информацию в России есть лишь у крупных игроков рынка интернет-услуг...
Первой инстанцией по рассмотрению дел об обеспечительных мерах по защите авторских прав остается, как и в случае с кинофильмами, Мосгорсуд. Стоит обратить внимание на то, что неприятные для владельцев сайта последствия наступят и в том случае, если он «просто» разместит у себя ссылку на сайт с «пиратским» контентом, то есть примет участие в его распространении.
В законе все же появится процедура досудебного урегулирования конфликта между автором или держателем лицензии и владельцем сайта — на ней, как известно, настаивал Минкульт. Обиженный автор или его законный представитель вправе направить владельцу сайта в письменной или электронной форме заявление о нарушении его прав. С момента получения заявления владелец сайта удаляет информацию. Если у него есть доказательства, подтверждающие необоснованность претензии, то он уведомляет об этом автора (с приложением этих доказательств).
Чтобы общение автора с владельцами сайтов стало возможно, ВСЕХ владельцев сайтов обяжут разместить информацию о «наименовании, месте нахождения и адресе, адресе электронной почты для направления заявления». Перечень сведений, которые автор должен указать в заявлении, перечислен в законе.
«Внесудебный порядок носит добровольный характер, — объяснил г-н Железняк журналистам, — чтобы максимально сократить потери авторов от незаконного использования их произведений, а также дать возможность интернет-ресурсу убрать нелегальный контент из Сети, предлагается ограничить сроки реагирования 24 часами». От новых правил, считает вице-спикер, выиграют добросовестные интернет-площадки.
Тем более что если один и тот же автор подает в Мосгорсуд два иска к одному и тому же интернет-ресурсу, этот ресурс по решению суда может быть внесен в специальный реестр Роскомнадзора и в течение суток заблокирован навсегда...
Такое наказание для «пиратов-рецидивистов» появляется в законодательстве впервые.
Но зато в нем не появляется административное наказание в виде нешуточного штрафа за использование нелегального контента, на чем настаивали некоторые!
Пока не появляется...
Первоначально предполагалось, что «антипиратский закон 2.0» вступит в силу в декабре 2014 года, но из-за того, что его принятие в окончательном виде затянулось, срок перенесен на 1 мая 2015 года. «Устанавливается, как и предполагалось ранее, разумный полугодовой переходный период, который позволит участникам обеих отраслей системно и нетравматично для пользователей перейти на новые условия взаимоотношений», — заявил г-н Железняк.