Каждая из сторон сейчас обвиняет оппонента в разрыве Минских соглашений. Президент Порошенко ссылается как раз на нарушение закона «Об особом статусе ряда районов...». Ведь по этому закону выборы в ДНР и ЛНР должны были пройти 7 декабря по украинскому законодательству. Руководство самопровозглашенных республик в ответ заявляет, что этот закон к ним не имеет никакого отношения, поскольку глава Украины в документе попросту забыл указать, какие именно районы наделяются особым статусом. Вице-премьер Донецкой республики еще накануне дня голосования заявил: «Дата выборов органов народного управления на Донбассе именно 2 ноября была согласована в рамках трехсторонних консультаций. Теперь киевский режим делает вид, что этого не было. А это уже откровенная ложь… Если Порошенко и Обама хотят провести выборы 7 декабря, пусть проводят их где угодно — в Виннице, в Житомире, в Чикаго. Это их дело. Мы же будем честно следовать обязательствам, взятым на себя в Минске. Мы обязались провести выборы на Донбассе 2 ноября. И мы их проведем 2 ноября».
Загвоздка в том, что в самих Минских соглашениях нет ни слова о дате проведения выборов. Договоренности представляют собой рамочный текст из 12 пунктов, в которых говорится о прекращении огня, отводе войск, амнистии и так далее. В том числе в пункте номер 9 значится, что должно быть обеспечено проведение местных выборов «в соответствии с законом Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей». Порошенко, ссылаясь именно на этот пункт соглашений, подписал свой закон «об особом статусе...». Но дата — 7 декабря — с трехсторонней переговорной комиссией не согласовывалась. Это его импровизация. На комиссии оговаривались совсем другие даты проведения выборов. Вот как прокомментировал ситуацию МИД РФ: «В соответствии с Минскими договоренностями… проведение упомянутых выборов согласовано в период с 19 октября по 3 ноября с.г. Ссылки на то, что подписанный 16 октября П.А.Порошенко закон об особом порядке самоуправления на указанных территориях установил в качестве даты выборов 7 декабря, противоречат Минским договоренностям. Дата 7 декабря была включена в закон произвольно, в одностороннем порядке».
Короче, в Минских соглашениях каждый видит то, что выгодно ему. И поскольку из двенадцати пунктов по сей день соблюдалась лишь парочка (об обмене пленными и мониторинге ситуации в зоне конфликта представителями ОБСЕ), а все прочие пункты на голубом глазу либо не исполнялись, либо нарушались, то никакого особого криминала в проведении выборов на территории ДНР и ЛНР в «неустановленный день» нет. Единственное, что есть, — общая несогласованность действий. На самом деле в Минских соглашениях самый главный пункт — это нацеленность на мирное решение конфликта. Поэтому всех сейчас беспокоит вопрос: отмена закона «Об особом статусе…» — это окончательный выход Украины из Минских договоренностей, после которого может последовать возобновление военных действий? Советник Порошенко Олег Медведев уверяет, что о начале силовой операции речь не идет: «Отмена закона абсолютно не означает переход к возобновлению военных действий. Украинское руководство остается приверженным стратегии поиска мирных путей в урегулировании проблемы на Донбассе».
В ДНР и ЛНР тоже говорят о мире. Только что вступившие в должность главы Донецкой и Луганской республик — Александр Захарченко и Игорь Плотницкий — заявили: «Мы гарантируем, что если Киев проявит благоразумие, избранные руководители будут готовы к продолжению диалога. Мы будем следовать духу Минских переговоров, будем основываться на п.п. 7 и 8 переговорных позиций. Мы будем готовы к восстановлению всего комплекса связей с регионами Украины. К заключению соглашений с кабинетом министров, предприятиями и организациями Украины». Прошедшие выборы дали ДНР и ЛНР легитимных руководителей, которые могут теперь от своего имени вести переговоры с Киевом.
Киев, правда, легитимность этих выборов не признает. Хотя и явка в 69%, и количество голосов, отданных за лидеров (за Александра Захарченко в ДНР отдали голоса 75,5% избирателей, за Игоря Плотницкого в ЛНР проголосовало 63%), превышают показатели выборов на самой Украине. В результате прошедшего голосования Донецкая и Луганская республики получили не только легитимных руководителей, но и парламенты. В Народный совет ДНР вошли две партии: «Донецкая республика» набрала 64%, «Свободный Донбасс» — почти 28%. В парламент Луганской республики войдет общественная организация «Мир Луганщине» (возглавляемая Игорем Плотницким), набравшая 69,42% голосов, и «Луганский экономический союз», получивший 22,23% голосов. На третьем месте оказался «Народный союз» (3,85%).
Выборы в ДНР и ЛНР, само собой, не признают и США с Евросоюзом. Россия к прошедшим выборам отнеслась «с уважением». Заявления МИД РФ о том, что «Россия считает выборы состоявшимися... Москва будет уважать волеизъявление жителей юго-востока Украины», некоторые западные аналитики оценили даже как официальное признание итогов выборов. И без всяких экивоков объявил о своей поддержке и признании выборов в ЛНР и ДНР легитимными... президент Южной Осетии Леонид Тибилов. Независимость этих республик он признал еще в июле.