Сейчас все, кто не прошел воинскую службу по призыву без законных на то оснований — такими могут быть отсрочка для получения образований или по состоянию здоровья - не может как поступить на госслужбу, так и продолжить ее. Соответствующие поправки в законодательство были приняты в 2013 году, вступили в силу в этом году. Но поскольку в некоторых регионах страны, в том числе, в Чеченской республике, призыв не проводился много лет, положение действующих госслужащих, по мнению Чеченского парламента, этим нововведением было «необоснованно ухудшено».
Конституционный суд, разобравшись в вопросе, пришел к следующим выводам: сама концепция этой нормы не противоречит Конституции РФ, поскольку «к потенциальным и действующим чиновникам могут предъявляться не только профессиональные, но и морально-нравственные требования», среди которых - уважительное отношение к государству и соблюдение его законов.
А вот то, что «оспариваемая норма не устанавливает срока, в течение которого не служившие по призыву не могут приниматься на госслужбу», делает ограничение, установленное для них, более суровым, чем аналогичные меры, применяемые к другим правонарушителям. «Так, за административный проступок чиновник может быть дисквалифицирован не более чем на 3 года, а приговором суда по уголовному делу доступ на госслужбу может быть закрыт, как правило, не более чем на 5 лет. Даже лица, совершившие тяжкие и особо тяжкие преступления, вправе претендовать на должности госслужбы после снятия судимости или ее погашения», - отмечает КС и постановляет: «законодателю надлежит внести соответствующие изменения».
Также в постановлении КС отмечается, что неявка по повесткам военкомата является административным правонарушением, а уклонение от военной службы – уголовным преступлением. При этом, даже те, кто никогда не привлекался к какой-либо из этих ответственностей, может быть признан «не отслужившим без уважительной причины». При этом, суд своим Постановлением исправляет то положение вещей, что сегодня «закон не обязывает призывную комиссию принимать во внимание причины, по которым молодой человек не исполнил воинский долг», в том числе если это «обусловлено объективными обстоятельствами (в частности, если на соответствующей территории призыв не проводился)».
«Отныне призывная комиссия обязана всесторонне изучать вопрос и принимать во внимание весь комплекс причин, в силу которых гражданин не смог исполнить свой воинский долг. Ее решение может быть обжаловано в судебном порядке, при этом суд также обязан учесть все обстоятельства дела» - постановил КС.