Как сказал Лукашенко, «именем революции» власти должны заставить народ работать. «Батька всея Белоруссии» поручил подготовить предложения о необходимых мерах по искоренению тунеядства и до конца года доложить ему о проделанной работе. В результате принятия закона «экономически пассивные граждане» рискуют потерять право на бесплатное образование, медицинское обслуживание, оплату жилищно-коммунальных услуг, а также на достойные пенсии.
Еще в начале 2014 года первый заместитель министра труда и социальной защиты Петр Грушник заявлял, что у правительства есть мысли о том, как наказать бездельников — ввести налог на тунеядцев. Однако эта мера так и не была принята. Также, что в начале года, что сейчас, совершенно непонятно, кого конкретно отнесут в группу нарушителей.
Если введут закон о тунеядстве, то бытует мнение, что он коснется всех фрилансеров, и, конечно же, оппозиционеров. Есть вероятность, что этот проект станет дополнительной возможностью для того, чтобы оказывать давление на несистемную оппозицию.
«МК» попросил прокомментировать ситуацию председателя правозащитного центра «Весна» Алеся Беляцкого.
- Я член творческого союза писателей. Поэтому вряд ли попаду под данный закон. К тому же я полагаю, что, несмотря на достаточно громкое заявление о выработке закона о возможных наказаниях, вся эта идея может сойти на нет в ближайшее время.
Мне кажется маловероятным, что сейчас заработает такая схема, как при Советском Союзе. Это очень трудно. Белорусское законодательство не дает прямой возможности привлекать людей за тунеядство. В тоже время я думаю, что будут применены какие-то подзаконные акты. Посмотрим, в какой степени они будут соответствовать Конституции и трудовому законодательству Белоруссии.
Во всяком случае, мы очень настороженно относимся к таким заявлениям, потому что они не имеют ничего общего со свободным рынком труда и со свободными трудовыми отношениями, которые есть в странах с капиталистической экономикой. Думаю, что больше средств будет потрачено как раз на организацию рабочих мест и на наблюдение, надзирание за «работниками». Александр Лукашенко сам предлагал министру внутренних дел загнать за колючую проволоку тунеядцев, чтобы они там работали. Это отчасти напоминает какие-то трудовые лагеря, близкие к концлагерям.