В ДНР выборы были назначены задолго до подписания пресловутого указа Порошенко «о статусе». Так что действия президента Украины в этом смысле больше похожи на попытку догнать уходящий поезд. Хотя — и полностью в рамках минских договоренностей, где подобные выборы на мятежных территориях предусмотрены. Но если Петр Порошенко полагает, что с помощью этих выборов удастся привязать республики Новороссии к Украине, то в ДНР и ЛНР ситуацию видят совершенно иначе. Даже дату выборов там назначили таким образом, чтобы она категорически не совпала не только с общеукраинскими выборами, но и с датами, предложенными Киевом. Вместо 26 октября или 7 декабря в ДНР для своих выборов наметили нейтральный день — 2 ноября. Дата на самом деле хитренькая. Ведь если выборы 2 ноября в ДНР состоятся, то после подведения итогов на следующий день к 4 ноября ДНР получит новую, легитимизированную на местном уровне власть. И 4 ноября вполне может стать праздником — Днем донбасского единства, скажем. По аналогии с российским Днем народного единства, выпадающим на тот же день.
Возможно, поэтому вокруг этой даты было так много шума и споров. И, возможно, поэтому Киев так не хочет, чтобы Донбасс проводил свои выборы в этот день. Впрочем, с датой Порошенко готов смириться. Он уже заявил: «Мы не настаиваем, кстати, на седьмом (декабря). Любая дата. Мы готовы внести соответствующие изменения». Единственное, на чем теперь настаивает президент Украины, — чтобы выборы в Донбассе были проведены «в соответствии с законодательством Украины». Иначе, мол, Украина и мировое сообщество их не признают.
Но, похоже, для лидеров Новороссии это не слишком убедительный аргумент. И даже то, что Путин в Милане одобрил указ Порошенко об особом статусе территорий, на решимость глав ДНР и ЛНР идти своим путем не повлияло. «Мы идем по прежнему плану, слова Путина никак на него не повлияют, выборы пройдут независимо от украинских законов», — сообщают источники в Новороссии. Что ж, это лишний раз может служить доказательством того, что ополчение непризнанных республик не слишком подконтрольно Москве. Хотя, конечно, такая строптивость новороссцев на Западе будет воспринята не иначе как нежелание Кремля следовать минским договоренностям.
Между тем, вернувшись из Милана, Петр Порошенко отчитался перед украинским народом о проделанной работе. «Украина приехала туда с очень важной целью — нам нужно было сохранить мир. Ни в коем случае не дать возможность пересмотреть минские договоренности. Обеспечить устойчивый мирный процесс», — сказал глава украинского государства в субботнем интервью тележурналистам.
После чемберленовской фразы «я привез вам мир» Порошенко выдал не менее значимую в нынешних условиях сентенцию: «Я привез вам газ». Президент заверил, что в солнечной Италии ему таки удалось выторговать не самую плохую цену на энергоноситель: до 31 марта 2015 цена российского газа для Украины составит $385 за тысячу кубометров. «По итогам консультаций могу сказать — Украина будет с газом, Украина будет с теплом. Это итог вчерашних договоренностей. Но при условии защиты украинских национальных интересов», — заявил Порошенко.
Ну и, конечно, накануне выборов президент не мог не коснуться болезненной темы — ротации военных в зоне АТО и демобилизации срочников, которые уже с лихвой отслужили свой срок. Порошенко срочников отпустить пообещал. Но, как бы так выразиться, он предложил демобилизацию по-украински. «Будут демобилизованы все те, кто пожелает записаться на контрактную армию», — сказал он. То есть не хочешь считаться срочником — будь контрактником. Но с фронта — ни-ни.