МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Путин едет в Милан: ждать ли драки?

На саммите будет и представитель Австралии

Фото: Наталия Губернаторова

Путин едет в Милан — как кардинально за минувший год изменились значение и эмоциональный фон этой простой фразы. Путин едет в Милан — в нашей прошлой жизни эти слова означали абсолютно дежурное политическое мероприятие, которое можно было смело выкидывать из памяти уже через день после его окончания. Путин едет в Милан — какую непередаваемую гамму эмоций рождают эти слова сейчас!

Путин едет в Милан — это очень хорошо. Лидер России должен общаться со своими западными коллегами не только по телефону или, что еще хуже, с помощью «мегафонной дипломатии» — через СМИ. Путин едет в Милан — как-то это все тревожно. На саммите АСЕМ должен присутствовать и представитель Австралии. Не начнется ли прямо там сеанс «хватания за рубашку», который публично пообещал Путину австралийский премьер Тони Эббот? А если вдруг начнется, то не будет же наш Владимир Владимирович безропотно все это сносить, аки жертвенный агнец? И что тогда — драка на высшем уровне?

Все вышеописанное — это, естественно, мой поток сознания и не более того. Рукопашные поединки на высшем уровне, конечно, иногда случаются. Интересующихся могу отослать, например, к сделанному в 2009 году президентом Таджикистана Эмомали Рахмоном признанием о его высоких отношениях» с узбекским лидером Исламом Каримовым.

Но на саммитах, где будут задавать тон западные политики, подобное невозможно. Западные лидеры выплескивают свою агрессию в форме гневных слов, а не кулачных ударов.

Но сам факт того, что на доказательство невозможности подобной драки приходится тратить столько времени и газетного места, — это очень печальный и тревожный симптом. В результате украинского кризиса отношения между Россией и западным миром рухнули в пропасть взаимного непонимания. И, несмотря на перемирие и относительное затишье в зоне боевых действий в Донбассе, края этой пропасти пока не думают сходиться — они лишь расширяются.

В сентябре этого года недавний министр обороны Великобритании Боб Эйнсворт заявил, что Россия представляет собой большую угрозу миру, чем боевики «Исламского государства» в Сирии и Ираке. При желании позицию Боба Эйнсворта очень просто и легко обсмеять. В 2010 году этот политик сделал страстный призыв к легализации наркотиков. Не логичным ли будет в этой связи предположить, что свое заявление про Россию экс-министр сделал в состоянии наркотического опьянения?

Однако при всей забавности этой шутки она годится только для внутрироссийского употребления. В самой Великобритании слова Боба Эйнсворта получили широкую огласку, но не вызвали громких и аргументированных протестов. О России в этой стране — и других государствах Запада тоже — всерьез думают как о реальной угрозе миру.

Отношение к западному миру в российском обществе тоже радикально меняется — и совсем не в лучшую сторону. Я не говорю про часть нашей интеллигенции, которая лишь еще сильнее укрепляется во мнении, что «Запад всегда прав потому, что он Запад». Я говорю о более широких слоях населения — слоях, чья позиция по отношению к США и ЕС часто является даже более радикальной, чем позиция власти.

Ну и кто кому «разорвет рубашку»? Если дело дойдет до открытого нарушения дипломатического протокола, то премьер-министру Австралии Тони Эбботу (на фото) точно пригодится запасная футболка. Фото: Геннадий Черкасов

Некоторое время назад, передвигаясь на машине из одной московской пробки в другую, я слушал по радио дискуссию: правильно ли поступили российские власти, закрыв программу визитов наших школьников в США? Почти все звонки радиослушателей в эфир были однотипными: конечно, правильно! Их же там вербовали, зомбировали, превращали в предателей своей Родины!

У меня нет твердого мнения относительно правильности или неправильности закрытия программы обмена. «Усыновление» несовершеннолетнего гражданина РФ парой американских геев — это не просто перебор. Это откровенный выход за грань допустимого. Но вот что, с моей точки зрения, тоже является недопустимым перебором, так это заклинания «не пущать наших людей в коварную заграницу — не пущать для их же блага!»

Я обожаю смотреть старые советские фильмы. Но вот шпионский триллер 1939 года «Ошибка инженера Кочина» с замечательным актерским составом — Михаил Жаров, Любовь Орлова, Фаина Раневская — досмотреть до конца я так не смог. Уж слишком диким в условиях 2014 года мне казался положенный в основу фильма идеологический посыл «кругом враги!».

Но вот будет ли этот фильм восприниматься столь же однозначно отрицательно еще через двенадцать месяцев? Если нынешние тенденции во внешней политике продолжаться, то у меня нет в этом уверенности. Ни нам, ни Западу не нужно возвращение во времена, когда мы с ужасом ждали удара американских ядерных ракет, а они — удара наших. Но в идеологическом плане почва для подобного возвращения формируется — надо полностью отдавать себе в этом отчет.

Как можно повернуть ход событий вспять? На прошедшем на этой неделе заседании Совета по правам человека при президенте его председатель Михаил Федотов заявил: «Когда между странами хорошие, добрые отношения, то вместо диалога можно просто пойти в пивную, выпить по кружке пива, поговорить о том о сем. А вот когда ситуация напряженная... вот как раз тогда диалог больше всего необходим».

ВВП такую постановку вопроса, похоже, одобрил: «Я канцлеру (Ангеле Меркель. — «МК») скажу об этом. Через несколько дней увидимся в Милане и поговорим». Но проблему возрастающего взаимного непонимания между РФ и Западом нельзя решить только с помощью встреч на уровне первых лиц. Нужно постоянное общение и на более низовых уровнях. А вот оно-то как раз сейчас и буксует.

Частично это происходит по вине Запада. Неумно и недальновидно — только так я могу охарактеризовать решение немецкой стороны «отложить» очередное мероприятие в рамках доказавшего свою полезность российско-немецкого форума «Петербургский диалог».

Но иногда в состоянии отказа от диалога мы толкаем себя и сами. Меня, например, потрясло недавнее заявление первого зампреда международного комитета Совета Федерации Владимира Джабарова о вероятном отказе наших сенаторов от поездок в «недружественные страны».

Если сенаторы из международного комитета хотят ездить только в страны, с которыми у РФ все устаканено, то, может, этот комитет стоит ликвидировать — за ненадобностью? Есть и еще один вполне себе оптимальный вариант: набрать в сенатский комитет людей, которые будут не только исполнять «представительские функции», но и заниматься реальным делом.

А то ведь один ВВП со всем не справится. Нет, в Милан он, конечно, съездит. И Тони Эбботу в случае необходимости рубашку мастерски разорвет. Но вот окажется ли это достаточным, чтобы завершить нынешний международный кризис?

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах