Поскольку Алексей Навальный находится под домашним арестом, не может вести политической деятельности и не имеет права подписи, все процедуры регистрации вел юрист Дмитрий Крайнев. Он же и стал фактическим руководителем «Партии прогресса», оставив Навального знаменем и символом новой структуры. Крайневу и позвонил «МК», чтобы поздравить его. После любезностей перешли к вопросам.
- Зачем эта партия нужна Навальному, если он еще долго по причине судимости не сможет участвовать в выборах?
- Я надеюсь, что ситуация вполне может измениться и законы, которые не позволяют Алексею Навальному участвовать в выборах, утратят актуальность. Кроме того, цель партии — не только продвижение лидера, но и вести за собой (громко скажу, но это - так) людей, которые хотели бы изменений в России. Потребность в переменах есть, часть общества сейчас никак не представлена в органах власти и наша партия может стать выразителем их интересов. Мы надеемся на это.
- Дмитрий, вы фактический руководитель этой партии...
- Не совсем так. Политическим лидером является председатель партии Алексей Навальный. А есть еще директор организации — я был избран в апреле секретарем центрального совета партии. Бумажки подписываю я.
- И зачем вам все это нужно? Вы используете Алексея Навального в качестве «бренда» для продвижения своих интересов, или что-то другое?
- Для меня и многих других Алексей Навальный не просто «бренд», а человек, который нас «разбудил» и подвигнул к тому, чтобы заниматься политической деятельностью. Оглядываясь на два года назад, я не мог себя представить ни в одной политической партии. Я не представлял, что могу заниматься политикой, но изменил свое мировоззрение благодаря Алексею.
- Через год ближайшие большие выборы. Навальный к тому времени может оставаться под арестом и, вероятно, не сможет «играть лицом», выступать с речами и агитировать. Кто станет не «виртуальным», а «физическим лицом» партии?
- Мы будем пытаться избраться практически на всех проходящих в регионах выборах, и выставлять на этих выборах популярных в регионах политиков. Что касается федеральных кампаний, то на будущий год их не будет, а дальше загадывать очень сложно в наше изменчивое время.
-Есть ли у Минюста мотивация все-таки не зарегистрировать партию Навального? - Этот вопрос «МК» задал гендиректору Центра политических технологий Игорю Бунину.
- Смысла не пускать партию Навального в плавание я не вижу. Только - если от большого испуга. Но чего пугаться? Власть сделала все, чтобы эта партия превратилась из оппозиционной в криминальную. Самого Навального старательно переводят из политиков в преступники. Началось с крупных дел, а теперь он уже картину самодеятельного художника украл с забора. Следователи работают, разбираются — Навальный мельчает.
Не осталось команды. Человек, который давал деньги — Ашурков, которому грозило заключение, — в эмиграции. Начальник штаба Волков — уехал в Люксембург. («МК» звонил в пятницу Волкову, и тот наотрез отказался говорить о Навальном и его проектах, хотя в блогосфере поздравил бывшего патрона с победой на партийной стезе, - Авт.). Янкаускас — под следствием. И так далее.
Они обозвали «Единую Россию» партией жуликов и воров, за что партия власти сделала их самих жуликами и ворами. Это не может им добавить популярности нигде в России, кроме Москвы. Но и в Москве общественные настроения изменились. После того, как Крым стал нашим, великий - Путин, а не Навальный.
- То есть партию регистрировать можно: все равно она ничего не получит?
- Ну, у нас иногда боятся и того, что не существует...